АЙ КЬЮда вы удалились?

№ 25 (607) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

Новый принцип федерального софинансирования муниципальных программ, основанный на своего рода IQ (интеллектуальном потенциале) муниципалитетов, может оставить Вологду без средств.

Для начала определимся с терминологией. Итак, англоязычная аббревиатура IQ (произносится «ай кью») – это весьма популярный стандарт для измерения человеческого интеллекта. Но если можно измерить «ай кью» отдельно взятого индивидуума, то кто запретит определить уровень интеллектуального развития целых человеческих сообществ – к примеру, муниципальных образований?
Именно на этом соображении основан проект Минстроя России, предложившего выделять федеральные деньги не методом «от противного» (то есть чем ниже достижения муниципалитета, тем выше гос­поддержка), а в прямой зависимости от успехов местной власти в развитии экономики, социальной сферы, культурного и человеческого потенциала.
Казалось бы, при чем тут Министерство строительства? Этот вопрос основан на неверном представлении о Минстрое, как о ведомстве, заведующем штабелями кирпичей на стройплощадках. На самом деле функции федерального Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства гораздо обширнее. В его ведении не только централизованное градостроительное планирование, единая нормативно-правовая база в сфере жилищной политики, государственные инвестиции в развитие коммунального хозяйства, подготовка профес­сиональных кадров, разработка новых стройматериалов и т. д., но и реализация важнейших целевых программ федерального масштаба: «Жилище», «Чистая вода» и др.
Словом, интерес Минстроя к тому, насколько эффективно расходуются на местах средства, выделяемые Москвой, вполне обоснован. Тем более что речь идет о колоссальных капиталовложениях, сопоставимых с бюджетами многих регионов России. Только в 2017 году и только на реализацию муниципальных проектов, связанных с совершенствованием городской среды, федералы выделили около 25 миллиардов рублей – свыше половины общей суммы, израсходованной на эти нужды из бюджетов всех уровней, включая федеральный, региональные и муниципальные. Для наглядности: расходная часть бюджета города Вологды на весь 2018 год не превышает семи миллиардов…
На данный момент упомянутая идея Минстроя не утверждена законодателями и остается информацией к размышлению. Но опыт доказывает, что даже самые экстравагантные замыслы могут быстро стать реальностью, если на то есть политическая воля верховной власти. Всего год назад решение об увеличении пенсионного возраста сразу на восемь лет для женщин и на пять лет для мужчин показалось бы грубой провокацией против действующей власти, но сегодня это решение вполне успешно прошло стартовые этапы согласования, включая первое чтение в Государственной Думе, и имеет шанс обрести плоть и кровь уже к началу следующего года (пусть даже с какими-то косметическими поправками).
Так что к предложению Минстроя стоит отнестись серьезно. К тому же с учетом особенностей нашей «вертикали власти», где подобные инициативы министерства непременно согласовываются с руководством правительства. И нам остается оценить, до какой степени выгодно/невыгодно подобное нововведение для муниципального образования «Город Вологда».
Перечень критериев, позволяющих отнести муниципалитет к категории более или менее успешных, пока только рассматривается. Но очевидно, что в основе рейтинга будет лежать комфортность проживания. И в этом смысле сегодняшней Вологде далеко не только до лидеров, но и до середняков.
Согласитесь, трудно назвать комфортным город, где половина мостов держится на честном слове; где по пальцам можно пересчитать количество мало-мальски отремонтированных улиц; где периферийные жилмассивы зимой утопают в снегу, а весной – в грязи; где некогда мощный реальный сектор экономики скукожился, как шагреневая кожа; где общественный транспорт все больше теряет статус общественного, вырождаясь в частную лавочку; где представители малого бизнеса «закошмарены» правоохранителями до такой степени, что боятся ходить на работу; где всего за пару лет лопнула большая половина местных банков; где былая слава культурной столицы северного края уступила место бесконечным коррупционным скандалам.
Но едва ли не самым слабым звеном, которое может существенно повлиять на позиции Вологды в упомянутом рейтинге, является уровень вовлеченности населения в формирование и осуществление городской политики. Замена всенародных выборов главы города «номенклатурными» псевдовыборами стала серьезным препятствием на пути развития реального самоуправления в Вологде. Не сомневаюсь, что эксперты, оценивающие «ай кью» нашей областной столицы, не упустят это обстоятельство из виду…

Фото yandex.ru