Бегущие по волнам

№ 38 (578) Рубрика: Движение без опасности Автор: Ольга Воронина

Проблему загруженности городских улиц в областной столице вскоре будет решать автоматизированная
система управления движением транспорта «Мегаполис».

Час пик на Ленинградском путепроводе.

В потоке

Вологжане, живущие в периферийных микрорайонах города, но работающие в центральной части Вологды, в «пиковое» время дня зачастую добираются до работы и обратно около часа. От транспортных пробок одинаково страдают и пассажиры общественного транспорта, и владельцы личных автомобилей. Ситуацию усугубляют немногочисленные мосты и путепроводы с довольно узкой проезжей частью, неважные дороги (особенно в период снегопадов) и аварии, способные парализовать движение на значительных участках оживленных дорожных магистралей.
В настоящее время самыми перегруженными улицами города Вологды считаются Ленинградская, Маршала Конева, Можайского, Герцена, Пошехонское шоссе. Именно их в первую очередь возьмет под опеку «Мегаполис» – такое название носит программный комплекс, поступивший на вооружение МБУ «Дорремстрой».
– С помощью этой системы мы планируем оптимизировать движение транспорта по главным дорожным артериям Вологды, – рассказывает инженер Кирилл Волков. – Для этого каждый светофор будет подключен к специальным контроллерам, управлять которыми можно с операторского пульта, организованного в любой точке города. При необходимости в любой момент можно будет перевести работу светофоров в режим «зеленой волны». В этом случае автомобили, движущиеся в плотном потоке, смогут без остановок доехать от начальной до конечной точки маршрута, затратив на это минимум времени.

Рязанский опыт

Чтобы своими глазами увидеть, как все это действует на практике, специалисты «Дорремстроя» несколько дней провели в городе Рязани, где программный комплекс «Мегаполис» уже работает в штатном режиме и успел доказать свою эффективность: время проезда по самым загруженным улицам там сократилось в разы.
Ситуацию на дорогах отслеживают видеодетекторы, установленные на проблемных перекрестках. Они подсчитывают количество проезжающего автотранспорта, определяют среднюю скорость потока и передают данные в программу. Программа автоматически включает тот или иной режим работы светофоров, и пробки буквально «рассасываются» за считанные минуты.
Стоит это оборудование, конечно, недешево, и все-таки власти города Вологды приняли решение о выделении необходимых средств на приобретение аналогичного комплекса для наших улиц.
В цифрах это выглядит так: 1 млн 150 тыс. рублей стоят сама программа, сервер и оборудование рабочего места оператора, почти 65 тыс. руб. – цена каждого контроллера, 135 тысяч стоит один видеодетектор. Учитывая, что модернизировать необходимо более 48 перекрестков, сумма складывается весьма внушительная, но специалисты считают эти затраты оправданными. Оптимизация дорожного движения и проезд транспорта без задержек позволят вологжанам не только экономить время, но и значительно снизить затраты на топливо. А сокращение выброса выхлопных газов в окружающую среду улучшит и экологическую ситуацию в городе. Поэтому «зеленая волна» может стать зеленой не только в логистическом, но и в природоохранном смысле.

Из первых уст

Кирилл Волков рассказывает, как идет работа по подготовке системы к запуску:
– Сейчас мы тестируем оборудование на перекрестках улицы Герцена от улицы Мира до пересечения с улицами Можайского и Конева. Это самый проблемный участок. На первом этапе система собирает статистические данные: видеодетекторы фиксируют все, что происходит на каждой из полос движения, передают изображение и информацию к нам на пульт. Судя по картинке с детектора, на данный момент обстановка на перекрестке достаточно спокойная, никаких оснований для беспокойства нет. Но так бывает далеко не всегда. У нас уже собраны данные наблюдения за несколько последних месяцев, исходя из чего можно делать первые обоснованные выводы о проходимости данного участка дороги.
– А вот из этой таблицы, – Кирилл Волков показывает на большой монитор, – мы видим, что за сутки через этот перекресток в направлении к центру Вологды проезжает в среднем более
17 тысяч машин. Апогей загруженности приходится на отрезок времени с 7 часов утра примерно до 15 часов пополудни. А значит, именно в эти часы необходимо менять режим работы светофора, обеспечивая приоритетный проезд самому плотному потоку машин.

Не страшны теперь
ни дождь, ни слякоть

Кирилл демонстрирует возможности системы: парой щелчков «мышки» он увеличивает фазу зеленого цвета светофора и тут же возвращает прежний режим. Когда контроллерами будут оснащены и другие светофоры на улице Герцена, их работу синхронизируют, и «зеленая волна» приведет в движение «сонную» вереницу машин, причем работать она сможет и в автоматическом режиме без участия оператора.
Не останутся в обиде и пешеходы: специалисты заверили нас, что любые изменения в режиме работы светофоров не доставят им неудобств. То же самое касается автомобилей, выезжающих на главные магистрали с прилегающих улиц.
– «Зеленая волна» – это последовательное включение разрешающих сигналов светофоров на всем протяжении пути, – поясняет Кирилл. – Конечно, зеленый свет не может быть непрерывным: он будет в заданном алгоритме сменяться красным и желтым. Но те автомобили, которые стартовали на зеленый свет, при соблюдении разрешенной скорости движения смогут двигаться без остановок. Через определенный интервал за ними последует другая группа машин, третья и так далее… К слову, с помощью системы «Мегаполис» мы сможем организовать и «зеленый коридор» по любому из городских маршрутов. Такой режим используется в основном при проезде правительственного кортежа или в других чрезвычайных обстоятельствах. Но основная наша задача – обеспечить комфортное и безостановочное движение транспорта в любое время дня и ночи и даже в самых сложных погодных условиях.
Напоследок Кирилл привел такой пример: при расчетной скорости около
50 км/ч автомобиль, попавший в «зеленую волну», сможет доехать от улицы Воркутинской до перекрестка улиц Мира и Октябрьской меньше чем за 5 минут!
Я не оговорилась: речь идет о Герцена – одной из самых «медленных» улиц в административных границах нашего города. Чем не фантастика?