Что ты гонишь, ямщик!

№ 04 (544) Рубрика: Служба инфо Автор: Михаил Скляр

Вологодские автомобилисты зачастую ведут себя так, как будто
они никогда не были пешеходами.

Одно из множества дорожных происшествий, которыми переполнены сводки ГИБДД: в минувший четверг на ул. Чернышевского на нерегулируемом пешеходном переходе фура сбила двух мужчин в возрасте за 60 лет. Возраст в данном случае принципиально важен: это не гиперактивная детвора и не молодые разгильдяи, а представители поколения, умеющего соблюдать правила, включая дорожные. Так что ответственность за эпизод всецело ложится на водителя, разогнавшего тяжелую машину до степени неуправляемости…
Ныне действующая версия ПДД наделила пешехода на нерегулируемом переходе преимуществом перед водителем. Но это скорее теория, чем практика. Начнем с того, что правила содержат весьма двусмысленный пункт, обязывающий пешеходов перед выходом на переход оценить дорожную обстановку, скорость движения машин и расстояние до едущих транспортных средств. Заметим, что даже профессиональный сотрудник автоинспекции не вправе определять эти параметры «на глазок» и должен пользоваться спецсредствами. Каково же в таком случае пешеходу, особенно если песенка про «нюх как у собаки, а глаз как у орла» не имеет к нему никакого отношения?
Впрочем, главное не в этом. Правила при желании можно и подкорректировать, но не существует юридических норм, которые нельзя нарушить при отсутствии совести.
В Интернете «крутятся» сотни сюжетов с реальными происшествиями на дорогах, когда водителю надо быть слепоглухонемым, чтобы не заметить неспешно идущих по переходу инвалидов, женщин с маленькими детьми, немощных стариков. И тем не менее обладатели роскошных машин с полным приводом и великолепными системами торможения на полном ходу сбивают несчастных, лишая их здоровья, а иногда и жизни…
В романе «Машина времени» великий фантаст Герберт Уэллс предрек человечеству печальное будущее. В процессе эволюции люди разделились на два непримиримых вида, один из которых обитал в естественной природной среде, второй – в подземном «гетто», напичканном промышленным оборудованием. Причем технически продвинутые жители подземелья питались своими живущими на поверхности и полностью утратившими технические навыки собратьями.
Уэллс написал это произведение еще до создания автомобиля, но точно оценил грядущую пропасть между пешеходами и автомобилистами. И даже распределение ролей в этой паре угадал безошибочно: автомобилисты сначала потеснили пешеходов на дарованном им жизненном пространстве, а затем стали «пожирать» их в силу несоизмеримо больших технических возможностей.
И что характерно: многие водители-небожители ведут себя так, словно сами никогда не были пешеходами, а родились прямо с водительскими правами. Они не просто не понимают пешеходов – они всеми фибрами души презирают их!
Несколько лет назад один опьяненный роскошью российский олигарх (ныне арестованный) заявил на вечеринке себе подобных: «У кого нет миллиарда, пусть идет в зад». Невольно возникает ощущение, что сегодня миллионы карликовых олигархов на колесах готовы послать в зад всех, кто ходит на своих двоих.
Скажете, преувеличиваю? Если только самую малость. Потому что как бы мы ни ругали состояние автодорог в городе Вологде, но состояние тротуаров здесь еще хуже (в том случае, если они вообще есть).
До антиутопии, талантливо описанной мистером Уэллсом, пока еще далеко, но первые шаги к ее осуществлению можно считать состоявшимися…