Докатились…

№ 40 (580) Рубрика: Служба инфо

В рейтинге информационного портала «Вестник СЗФО» Вологда заняла
83-е место из 100 возможных по качеству работы общественного транспорта.

В ДТП, произошедшем 5 декабря на перекрестке улиц М. Ульяновой и Козленской, пострадала пассажирка автобуса. Фото УМВД по Вологодской области.

Сегодня в Вологде работает немногим меньше 20 муниципальных и частных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками. По законам рынка столь серьезная конкуренция должна способствовать росту качества услуг, но на деле все складывается с точностью до наоборот.
Претензий к общественному транспорту у вологжан выше крыши. Автобусы и троллейбусы, курсирующие по городу, зачастую старые, холодные, шумные. В салонах нередко красуются живописные ободранные сиденья и сквозные дыры в обшивке. Множество нареканий вызывает и несоблюдение графика движения транспорта: людям приходится подолгу стоять на остановках в ожидании автобуса или троллейбуса, а потом они вдруг начинают следовать один за другим с интервалом в несколько метров.
Да и водители не особо беспокоятся о пассажирах. Они то и дело устраивают на оживленных улицах гонки с преследованием, нарушая ПДД, рискуя здоровьем и жизнью людей.
О том, что вынуждает шофера действовать вопреки здравому смыслу, с корреспондентом «НВ» на условиях анонимности поделился Александр – водитель автобуса, принадлежащего одной из вологодских компаний-перевозчиков.
– Больше тридцати лет я вожу пассажиров, но никогда раньше не встречал такого бардака, как сейчас, – говорит Александр. – В нашей фирме работа организована так, что и водители, и транспорт работают буквально на износ. Начальству все равно, как ты будешь ездить и сколько штрафов заплатишь за нарушение правил. Главное – принести выручку, выполнить план. Иначе премии не видать. Поэтому и приходится «воевать» за каждого пассажира…

Рабочий день Александра начинается рано утром. В это время водители готовятся к выезду на маршруты, проходят предрейсовый медосмотр, получают путевки. Автобусы перед выездом никто не осматривает, только сами водители бегло проверяют, все ли функционирует.
Дальше – в город, от остановки к остановке. Александру приходилось работать и с кондуктором, и без него.
– С кондуктором, конечно, проще, – рассказывает водитель. – Не приходится подолгу стоять на остановке, отсчитывая сдачу и выдавая билеты. Да и конкуренты не успевают обойти. А деньги спешки не любят: чуть поторопился – можешь обсчитаться. Если себе в минус, то вечером при сдаче кассы придется доплачивать из своего кошелька. А пассажира обидел – тут и до скандала недалеко, и за каждую жалобу нас могут оштрафовать, лишить премии. Люди разные встречаются. Иногда отработаешь вроде без происшествий, а наутро начальник отчитывает: жалоба на тебя поступила, затормозил резко, и кто-то ударился в салоне. Но на дорогах всякое бывает, иногда приходится давить на тормоз, чтобы не допустить аварии. А начальство вовсе не из гуманизма за пассажиров переживает. У нас страховка не оформлена, и если что случится с пассажирами на линии, выплачивать ущерб придется владельцу предприятия…
Хуже всего, по словам Александра, дело обстоит с техникой. Новые автобусы частникам не по карману, они закупают те, что уже давно отбегали весь свой ресурс, и лишь перед продажей их немного подлатали. Плановый техосмотр машины не проходят, владельцы предпочитают покупать «левые» технические талоны. Нормально оборудованные мастерские и профессиональные механики есть только в самых крупных компаниях. Водители сами, как могут, ремонтируют автобусы. А рейсы срывать нельзя, за это перевозчика тоже наказывают, вот и дымят, вот и грохочут на вологодских улицах автобусы-«развалюхи», пока совсем не встанут. О комфорте для водителей и пассажиров и говорить смешно. Зимой в салоне холодно, потому что печки плохо работают, а летом жара и духота, потому что кондиционер в нашем общественном транспорте – невиданная роскошь…
– Но самое обидное – безобразное отношение начальства к людям, – с горечью говорит Александр. – За перерасход топлива штрафуют, хотя сами понимают, что виноваты не водители, а уличные пробки, изношенные моторы, раздолбанные дороги. В салоне грязно – опять штраф. Автобусы водители моют каждый вечер снаружи и внутри, но всегда найдется к чему придраться. А недавно в одной из компаний случай был: водитель при ремонте машины упал в смотровую яму и сломал руку. И что вы думаете? Начальник пригрозил уволить его задним числом, если тот куда-то пожалуется. В общем, оформили как бытовую травму… Из-за такого отношения мало кто подолгу выдерживает на одном месте. Я вот за последние десять лет уже три места сменил, но больше увольняться нельзя: возраст к пенсии, да и лучшей доли в нашей хваленой Вологде искать бессмысленно – все равно не найдешь. С другой стороны, профессиональных и опытных водителей становится все меньше, из-за постоянной текучки набирают всех подряд, лишь бы в водительских правах была нужная категория. Так и работаем…

К сведению.

С начала года в ДТП с участием автобусов и троллейбусов пострадало 22 вологжанина. Только за период с 20 по 29 ноября, когда в областной столице проходила профилактическая операция «Автобус», сотрудники ГИБДД зафиксировали более 60 нарушений ПДД водителями общественного транспорта. За время проведения профилактического мероприятия привлечены к административной ответственности девять должностных лиц автопредприятий города Вологды, выпустивших на линию неисправную тех­нику.