Два счетчика, шеф!

№ 01 (583) Рубрика: Начистоту Автор: Ирина Тихонова

Водитель такси – особое ремесло. Бывалые таксисты утверждают, что это не столько профессия, сколько образ жизни.

Алексей занимается извозом около десяти лет. Сначала подрабатывал ночами, в свободное от офисной работы время, а потом решил, что такси подходит ему больше.
– В такси ты не зависишь от времени, настроения начальника и зарплаты; здесь ты сам устанавливаешь рабочее время, планируешь выходные, уровень заработка, – рассказывает Алексей. – Конечно, существуют и определенные риски. Таксист может разбить машину или утратить водительские права: в этом случае он станет безработным…
Главное для таксиста – хорошее знание города. Не каждый скажет, где в Вологде находятся улицы Открытая или Крюк. Иногда даже навигатор не может выручить. А вот опытные водители такси изо дня в день колесят по разным маршрутам, и город для них – вроде собственной квартиры: каждый закуток известен. Они знают, где и когда могут возникнуть пробки, где работают светофоры, а где перекресток не регулируется.
– Чтобы быть таксистом, нужен особый склад характера, – рассказывает Алексей. – Хороший таксист – прежде всего психолог. Надо с первого взгляда оценить, что представляет собой пассажир, что от него можно ожидать. Кому-то нужно выговориться, кому-то выплеснуть накопившийся за день негатив, кто-то желает поделиться радостью. А если попадется неадекватный или агрессивный попутчик, тут надо ухо востро держать…
Профессия водителя такси – одна из наиболее опасных. Она входит в топ-10 по уровню риска. Водитель имеет дело с живыми деньгами, и пассажирам это хорошо известно.
– Всякое бывало: и с битой садились, и ножом угрожали, – признается Алексей. – Как правило, это пассажиры под действием алкоголя или наркотиков. Закажут поездку в отдаленный район или за город и выжидают подходящий момент. В эти новогодние праздники двое молодцев не захотели платить за проезд и начали угрожать моему коллеге: «Заплатить тебе мы не сможем, зато можем набить морду». Тот успел вызвать подмогу. Подлецы мигом одумались, увидев подъезжающие со всех сторон машины с шашечками…
Впрочем, сегодня почти в любом такси есть способы защиты водителей. Если дело пахнет жареным, надо успеть передать по рации тревожный позывной или нажать специальную кнопку в телефоне. Как только поступает сигнал, большинство водителей, где бы они ни находились, бросаются на помощь своему товарищу, ведь от беды никто не застрахован.
Еще одна проблема – частные извозчики, конкурирующие с таксомоторными фирмами.
– Привокзальная площадь круглые сутки заставлена машинами частников, которых я называю «щипачами», – рассказывает Алексей. – Они не мотаются по заказам, а ждут пассажира, который готов заплатить втридорога, лишь бы добраться побыстрее. Этим и живут. И чужие здесь не ездят: за нарушение границ своих «владений» эти ребята могут не только шины подрезать, но и «попрессовать» тебя физически.
Бич местных автомобилистов – «убитые» дороги, где легко можно застрять, разбить подвеску, влететь в яму. А выведенный из строя автомобиль – это простой, недополученные деньги, расходы на ремонт.
– И при всем при том желающих таксовать в Вологде больше год от года, – говорит Алексей. – Дело не только в заработках и свободном графике. Движение само по себе – ни с чем не сравнимый драйв и кайф. Да и общение с пассажирами, иногда очень интересными людьми, дорогого стоит…