Дзюдзе, странствующий контрабас

№ 09 (549) Рубрика: Отдохни

В Вологде состоялся концерт уникального исполнителя на контрабас-балалайке Михаила Дзюдзе.

Почти за 30 лет своей творческой деятельности этот замечательный музыкант объездил более 60 стран, дав свыше трех тысяч концертов. Виртуозное владение необычным инструментом и безупречный вкус Михаила Дзюдзе в сочетании с высоким профессионализмом Губернаторского оркестра, аккомпанировавшего мастеру, подарили публике поистине фантастический вечер.
С заслуженным артистом России Михаилом Дзюдзе встретилась пресс-секретарь Вологодской филармонии Евгения Лапцова.
– Михаил Юрьевич, что было до контрабас-балалайки?
– Виолончель. Выбор был в общем-то случайным: моя приятельница была педагогом по виолончели. Впоследствии я переучился на контрабас, а уже при создании ансамбля «Терем-квартет» за очень большие по тем временам деньги купил контрабас-балалайку.
– Вы играете очень разную музыку. Есть ли жанры, которые еще остаются неосвоенными?
– Не вижу жанровых границ для какого-то инструмента. Музыка – это как палитра для художника: можно взять для работы любой тюбик с краской. Так что главное не в жанре, а в мастерстве исполнителя.
– Были ли необычные случаи в вашей творческой жизни?
– Множество! Однажды мы выступали в Ватикане на фестивале, посвященном Дню семьи. На площади Святого Петра собралось сто двадцать тысяч человек, присутствовал Папа Римский, мы уже были на сцене, но концерт все не начинался. Возникла неловкая ситуация. Вдруг подъехала машина, из которой в сопровождении свиты вышла маленькая сухонькая старушка. Это была мать Тереза. Как оказалось, ее-то все и ждали. Эта великая женщина села, махнула рукой, и мы начали играть.
– Что для вас музыка, Михаил Юрьевич?
– Музыка в целом – просто особая форма общения с людьми. Что касается моего творческого «альтер-эго» – контрабас-балалайки – я мечтаю сделать его сольным инструментом, подвигнуть композиторов писать для него музыку особо, как пишут для виолончелистов.