Евгений Шулепов. Дневник депутата Государственной Думы

№ 14 (554) Рубрика: Час пик

Продолжение.
Начало в № 37, 39-46
за 2016 г.,
№ 2-4, 7-13 за 2017 г.

Обсуждение Стратегии развития Верховского поселения Верховажского района.

14 апреля
Сегодня приняли поправки в жилищное законодательство о приоритете общедомовых приборов учета тепла, воды и света над региональными нормативами ОДН. Теперь в домах, оборудованных коллективными приборами учета, плата за общедомовые нужды будет начисляться по факту потребления. Для этого необходимо провести общее собрание собственников и принять решение, что платить дом будет по счетчикам, а не по нормативу. Решение собрания обязательно оформить протоколом и направить его в свою управляющую компанию. Старшим по домам надо оперативно провести собрания, чтобы начисления уже в следующем месяце были сделаны по счетчикам: для абсолютного большинства домов это выгодно!

17 апреля
Вместе с главой Верховажского района и руководителями бизнеса разрабатываем пилотный проект «Стратегии развития Верховского поселения» с центром в Сметанино.
«Надо поднимать село», – эти слова звучат сейчас постоянно. Но как поднимать, с кем и зачем это делать? Как слепые котята, мы тычемся из угла в угол, но от этих хаотичных движений ничего не меняется – деревня продолжает стагнировать…
Приведу пример. Бизнесмены из Сметанино говорят: дайте нам 300 миллионов, мы построим животноводческую ферму. А почему именно ферму? Кто будет там работать? Для кого будет производиться продукция? В последние годы Сметанино показывает отрицательную демографическую динамику. А ведь это главнейший показатель уровня жизни. Так что не в животноводческой ферме дело, а в том, что местные жители не видят своего будущего.
Когда-то у себя в Вологде мы тоже начинали с отрицательной демографической динамики. Потом сели, подумали и составили четкую Стратегию – куда и каким образом город должен прий­ти через 5, 10, 15, 20 лет? Всем – и властям, и бизнесу, и простым жителям – стали понятны перспективы и механизмы достижения каждой цели. В результате Вологда динамично растет, развивается в рамках Стратегии, которую мы разработали восемь лет назад.
Но готовы ли к этой серьезной работе наши селяне? Пока нет Стратегии, ответ отрицательный. Ведь для того, чтобы идти, надо знать, куда и зачем идти…
Наша задача сегодня – помочь сельским управленцам сформировать и реализовать стратегическую программу. В мае мы завершим работу над стратегией Сметанино, презентуем ее в Правительстве области и Минсельхозе РФ. Она станет примером планирования для любого поселения в любом регионе. А когда есть четкий план, под его реализацию обязательно находятся ресурсы – и финансовые, и человеческие. И главную роль играет именно человеческий капитал!

18 апреля
Сегодня был избран заместителем председателя Комитета по бюджетно-налоговым вопросам и социально-экономическому развитию Конгресса муниципальных образований. Конгресс – это своего рода мост между муниципалитетами и федеральной властью. Задача депутатов Госдумы в Конгрессе состоит в том, чтобы чаяния глав городов, рай­онов и поселений воплотить в конкретные законопроекты.
Мой комитет занимается вопросами бюджета, налогов и развития экономики. Исходя из собственного опыта управления городом, прекрасно понимаю, что сейчас нужно муниципальным образованиям в этой сфере.
Приведу пример. Сегодня муниципалитетам оставлены такие крохотные бюджеты, что на них можно только выживать, ни о каком развитии речь не идет. Как исправить ситуацию?
Допустим, оставлять половину дохода с НДФЛ муниципалитетам. Если перевести в конкретные суммы, то, к примеру, бюджет Вологды в этом случае увеличился бы сразу на миллиард рублей ежегодно. Для нашего города миллиард – огромная сумма. Это 3 новых больших детских сада, или школа на 1000 мест, или 10 отремонтированных улиц, или новый мост через реку.
Другой пример. Пытаясь пополнить бюджет, налоговая служба кошмарит бизнес. В итоге предприятия закрываются или уходят в другой регион. Это повод пересмотреть Налоговый кодекс, упростить налоги и их администрирование. Но здесь важно принимать совместное решение после всестороннего обсуждения. Для этого и существует площадка Конгресса.
Жду от глав муниципальных образований конкретных предложений: что необходимо изменить на законодательном уровне, чтобы улучшить систему бюджето­образования, обеспечить более устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов?

18 апреля
Дал поручение профильной группе моего Института советников разработать поправки в законодательство, которое регулирует агрострахование.
Что у нас сейчас происходит в этой сфере? Страховщики не хотят связываться с агропроизводством, потому что риски высокие, а прибыль низкая. В стране с такими климатическими условиями, как у нас, ведение сельского хозяйства напоминает лотерею. И сами аграрии не хотят страховаться: почти невозможно просчитать, повезет тебе или нет, понадобится страховка или нет. К тому же фермеры зачастую не могут получить выплату при наступлении страхового случая. Страховщики находят массу причин, чтобы не платить компенсацию, составляют «хитрые» договоры, которые можно трактовать и так, и эдак. В итоге мало того, что фермер теряет урожай, так еще и вынужден ходить по судам для получения страхового возмещения…
Очевидно, что систему агрострахования надо совершенствовать. Она должна быть выгодной всем участникам процесса, в том числе государству, которое субсидирует фермеров.