ФАБРИКА грез

№ 36 (618) Рубрика: Культурная столица Автор: Ольга Омелина

Стены галереи украшают не статичные картины. Герои на полотнах Джанны Тутунджан движутся, из труб на избах вьется дым. Эти изображения на все уголки центра транслируют с помощью нескольких проекторов. Видеоряд «приправлен» атмосферной музыкой и цитатами художницы. Такая картинная галерея, в совершенно новом мультимедийном формате, открылась в Вологде. Причем это произошло на деньги меценатов.

Как создавалась «Фабрика» (6+) – так назвали галерею – и кто такие эти меценаты, корреспондент «Нашей Вологды» узнавала у двух создательниц культурного центра. Любовь Полетова – нынешний директор учреждения собрала команду и руководила работами. Мария Варзинова отвечала за идею и финансовую сторону проекта.
Это закрытый клуб
На приглашениях на открытие новой мультимедийной галереи «Фабрика» значилось: «Организатор: Вологодская общественная организация «Клуб делового общения». Это небольшая закрытая структура, которая объединяет крупных вологодских предпринимателей и представителей власти. Организация появилась в Вологде еще в 1999 году. Директор организации Мария Варзинова рассказывает:
– У нас никогда не было цели стать известными, это закрытый клуб. Он существует, чтобы общими усилиями реализовывать благотворительные проекты. В основном в сфере образования и культуры. Мы, например, совместно с городом делаем проект «Неделя в армии» – для трудных подростков, поддерживаем «Дыхание улиц». Мы можем помочь оплатить счета, например, Картинной галерее, Камерному театру купить оборудование. К нам поступает много личных обращений. Мы иногда, предположим, отправляем юных дарований на различные международные конкурсы. Иногда семьи не могут себе этого позволить, а для нас обеспечить ребенку дорогу и гостиницу – фактически ничего не стоит. Из крупных проектов… реставрация икон, восстановление звонницы Спасо-Прилуцкого монастыря. Все это возможно за счет ежемесячных взносов, это незначительные для «клубников» суммы. Нас около сорока человек, и мы стараемся особо свою деятельность не афишировать.
Однажды на благотворительном вечере члены клуба собирали средства на молодежные проекты и собрали гораздо больше, чем планировалось. В «излишках» оказался
1 миллион 200 тысяч. К этому времени у Марии в голове уже созрела одна идея:
– Я много лет назад попала на выставку Ван Гога в Москве, – рассказывает она. – Меня так зацепило, хоть я и далека от искусства. Это была мультимедийная экспозиция, я влюбилась в такой формат. И подумала, у нас в Вологде должно появиться нечто подобное. Я предложила эту идею членам клуба, меня поддержали, начался почти год рефлексии, я советовалась со знакомыми деятелями культуры, нужно ли Вологде такое пространство. Решали, привозить ли готовый материал, того же Ван Гога, но все же хотелось показать творчество наших художников. Сейчас мы первые в России, кто в подобном формате выставляет своих, местных, творцов. Мы заручились поддержкой Картинной галереи, Департамента культуры. Департамент внутренней политики области выделил 277 тысяч на сам контент, тогда было все решено. Если честно, на обдумывание идеи ушло гораздо больше времени, чем на ее реализацию.
Мы просто обливались потом
За создание контента взялся фотограф Вадим Шекун, он много лет работал с художницей. Вадим оцифровал полотна и вдохнул в них жизнь, создал целую драматургию: какое полотно за каким будет идти, какие детали в них будут двигаться, подобрал музыку. Получился 25-минутный фильм, кадры которого транслируются сразу на нескольких стенах, и его запускают раз за разом в течение дня.
– Работа велась в сумасшедшем режиме, – рассказывает директор галереи Любовь Полетова. – Мы трудились месяц. Закупили аппаратуру – специальные проекторы, которые транслируют фильм. Это была тяжелая задачка. Оборудование одновременно должно было быть крутым и вписываться в наш бюджет – миллион рублей. Начали искать помещение. Рассматривали помещения действующих заводов, но, во-первых, они все находятся, как правило, в промышленных зонах. Были варианты в торговых центрах. Но я отнеслась к ним скептически. На мой взгляд, арт-пространство должно находиться в определенной среде. Вспомнили про здание на Мира, 8. Это бывшая швейная фабрика имени Клары Цеткин. Отсюда, кстати, и наше название. И началась работа, мы находились здесь иногда до четырех утра, не покладая рук и обливаясь потом. Смеялись, что все это жертвы ради искусства, что это «Фабрика» наших грез. И 22 сентября, спустя ровно месяц после начала работ, «Фабрика» была готова. Людей на открытии было очень много, это так удивительно, ведь мы почти не пиарились. Был такой кураж, адреналин, у меня горели щеки… И когда зал опустел, я села впервые посмотреть материал. И заплакала. Дважды смотрела. И дважды плакала. Потому что Джанна написала душу.
Мне нужно жить ради идеи
И все же зачем? Что заставило Клуб вложить деньги в проект, который никогда не будет кормить себя сам? Проект, который помимо основного вложения будет требовать вливаний каждый месяц.
– Я экономист, человек цифр. Но есть и еще одна часть меня, – отвечает на это Мария Варзинова. – Я идейный человек, мне нужно жить ради идеи. Кто-то реализуется в деньгах, кто-то в семье, в детях. А я – так.
Уже сейчас идет работа над следующей выставкой, она будет посвящена другому вологодскому живописцу – Михаилу Копьеву. Над ней трудится режиссер Александр Мирошниченко. А после – начнется монтаж фильма, который «оживит» полотна Владимира Корбакова.
Кроме того, галерея – это готовое интер­активное пространство для новогодних елок, лекций, вечеринок с электронной музыкой – все, разумеется, с визуальным контентом. В ближайших планах – презентация альбома группы «Два Егора» 10 ноября, 17-го – мультимедийная Печа-куча. А пока «Фабрика» открыта для посещений каждый день до 20 часов.

Нина Ганова
Я сегодня испытала потрясение. Эстетическое потрясение. Не в Ватикане. Не в Соборе святого семейства. Не на выставке Ван Гога.
В Вологде. В здании бывшей швейной фабрики. На мультимедийной презентации картин вологодской художницы Джанны Тутунджан.
Во-первых, это имя я услышала только тогда, когда меня пригласили на эту выставку.
Во-вторых, МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ… да в Вологде, ага!
Ехала и думала, что там какой-то фрилансер сварганил слайд-шоу в пауэрпоинт из картин какой-то посредственной местной художницы. Ну мы-то типа ездили, видали! Да не тут-то было!
Начнем с художницы! Это самое сильное потрясение. Ее биографию вы с легкостью найдете на просторах интернета, но то, что она, выросшая на Арбате, за мужем после художественной академии уехала из Москвы в деревню Тарногского района Вологодской области, всю жизнь прожила там, а творила на очень высоком уровне! Да, заслуженный художник со всеми званиями, да! Но чтоб так пронзительно… Так красиво… Так глубоко…
Во-вторых, такого впечатления бы не было, если б фильм был срежиссирован посредственно. А тут музыка, цитаты, движение дымка из избы… Так все эмоционально! Браво режиссеру!
В-третьих, пространство! Оборудование самое современное. Потенциал у помещения шикарен. Выставки бесплатны. И это самый крутой способ вовлечь молодежь в пространство искусства! Аж дух захватывает от возможностей!
Москва, Питер, подтягивайтесь! Научим вас любить русскую деревню!!!

Вячеслав Приятелев
Как мне не хотелось идти, о боже! Пятница, вечер, впереди рабочая суббота. А там какая-то новая картинная галерея!.. Понимая, что ни душевных сил, ни физических на восприятие прекрасного практически не осталось, «купился» только на обещание новых технологий.
И вот с опозданием, но я все-таки в #АртПространствоФабрика. В помещении бывшей швейной фабрики на #Мира8 новая техничная картинная галерея (неуместное название, скорее, действительно, пространство).
Спасибо, что начали с творчества Джанны Тутунджан. В таком «оцифрованном» исполнении оно просто «заиграло» по-новому. Плюс абсолютно талантливая режиссура фильма! Слова ничего не выразят!
Я не знаю, как «Фабрика» будет жить, но я очень хочу, чтобы жило то, что мы увидели в пятницу. И ждем новых открытий творчества наших знакомых и любимых авторов. Спасибо, Андрей Сивков и Ко.
Ольга Омелина
Фото автора