Город мостов

№ 20 (602) Рубрика: В центре внимания

Один из главных инфраструктурных объектов Вологды – Красный мост по-прежнемузакрыт для горожан, ремонт пока еще не начат. Октябрьский мост останется двухполосным. А спроектированный мост в створе улицы Некрасова – и вовсе призрачная мечта: проект его строительства заморожен.

Красный день календаря
11 мая на пешеходном мосту, соединяющем улицы Добролюбова и Зосимовскую, а по сути, две части города, обрушилась плита входной группы. Мост был закрыт, ступени разобраны. Мэрия пообещала, что мост будет отремонтирован, и на эти цели необходим 51 миллион рублей.
«Смета предполагает в первую очередь замену фундамента и опор входных групп, где сосредоточена главная проблема. По итогу они будут полностью обновлены и выложены гранитной плиткой. Будет снято и обновлено покрытие по всей длине моста, уложена гидроизоляция, поставлено новое ограждение. Планируется установка освещения и декоративной подсветки самой конструкции», – пояснил через неделю после аварии мэр Вологды Сергей Воропанов.
Но обещать, как известно, не значит жениться. 51 миллион найти не удалось. Администрация города вела переговоры с Правительством Вологодской области о выделении средств. Но эти переговоры не увенчались успехом, область отказалась помочь городу, сославшись на то, что Вологда и так получает немало средств на развитие из регионального бюджета. Поэтому муниципалитету пришлось скрести по собственным сусекам. С горем пополам наскребли 20 миллионов рублей, которые были выделены из бюджета депутатами Вологодской городской Думы на сессии 24 мая.
В июне состоялся конкурс по выбору подрядчика на ремонт пешеходного моста. В ходе конкурса сумма ремонта с 20 миллионов рублей была снижена до 17 миллионов. Конкурс выиграла вологодская фирма ООО «СК «Новый дом». Компания специализируется на строительстве домов по государственным контрактам в рамках программы переселения из ветхого и аварийного жилья. «Наша Вологда» не нашла в истории фирмы ни одного контракта на строительство мостовых переходов. То есть соответствующего опыта у компании нет. Как позже прокомментировали сотрудники мэрии, этот опыт от подрядчика и не требовался, поскольку непосредственным ремонтом моста фирма заниматься не будет. Ее задача – построить новые входные группы из бетона, установить перила и сделать гидроизоляцию. Срок окончания работ – 1 сентября.
Мрамор, новое покрытие моста и освещение, о которых заявляла мэрия в мае, – стали подтверждением поговорки «обещанного три года ждут». Причем так уже было однажды. Реконструкция Красного моста была запланирована еще в 2010 году в рамках туристского проекта «Насон-город». Он предполагал создание единого пешеходного маршрута, объединяющего Пречистенскую набережную и Набережную VI Армии с ее памятниками архитектуры. Деньги на реализацию данного проекта выделили из федерального бюджета. Первый этап проекта – реконструкция Пречистенской набережной – был успешно реализован и завершен в 2015 году. Второй этап проекта, который как раз и предполагал реконструкцию пешеходного моста, не состоялся. Так что пролеты пешеходного моста опять остались в пролете.

Не расширят
Одновременно с контрактом на ремонт Красного моста 21 июня Администрация города объявила конкурс на реконструкцию Октябрьского моста стоимостью свыше 51 миллиона рублей. Средства были выделены из областного бюджета.
«Наша Вологда» ознакомилась с перечнем работ. В него вошли разборка сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей, гидроизоляция, укрепление берега и прокладка кабелей освещения. Но мост останется двухполосным.
Напомним, еще в ноябре 2017 года чиновники озвучивали совсем другие планы: «Расширить узкие места по улице Чернышевского; проработать вопрос о возможности реконструкции и расширения Октябрьского моста до четырех полос; организовать перекресток с круговым движением или светофорным регулированием на пересечении улиц Орлова и Чернышевского; исполнить проспект Победы в четырехполосном варианте на всем протяжении».
На сегодняшний день завершены конкурсные процедуры на расширение проспекта Победы. Это позволит увеличить транспортный поток, который в конечном итоге поедет на двухполосный мост. Мы попытались связаться с экспертами и выяснить, к чему может привести такая транспортная коллизия, но никто из них не дал прогноза. Так что увидим все сами, когда завершатся дорожные работы. Как обещает мэрия, 30 ноября все объекты будут сданы.

Вода камень подточила
А вот подрядчик на реконструкцию Каменного моста, которого искали почти два года, наконец найден.
В 2014 году историко-культурная экспертиза присвоила Каменному мосту статус выявленного объекта культурного наследия, в 2015 году он официально вошел в единый государственный реестр памятников истории и культуры народов России, а в 2016 году Администрация города объявила конкурс на разработку проектной и рабочей документации на выполнение работ по капитальному ремонту. Обывателю из-за высоких стен, которые сегодня пристроены к сооружению, не видно, в каком на самом деле состоянии находится самая короткая улица нашего города.
«При обследовании мы обнаружили, что под слоем асфальта – сквозная дыра, провал, – рассказал архитектор Владимир Лукин. – Сейчас асфальтовое покрытие, по сути, удерживает всю конструкцию за счет нагрузки. Если его снять, кирпичная арка может просто рухнуть».
К слову, еще в 2015 году при проверке состояния мостов и дорог в областной столице прокуратура Вологодской области прямо указала на аварийность Каменного моста, где стоят здания мэрии, магазина «Спорттовары» и проходит один из самых оживленных пешеходных трафиков в городе.
В 2017 году был объявлен конкурс на реставрацию Каменного моста стоимостью свыше 20 миллионов рублей, однако желающих не нашлось. Потенциальные подрядчики объяснили свое молчание условиями контракта.
15 миллионов из 20 нужно было потратить на материалы и работу специалистов. Между тем авансирование контрактом не предусмотрено, значит, сначала эти средства нужно где-то взять. Сделать это можно в банке, но это влечет дополнительные расходы на уплату процентов, которые тоже не были предусмотрены договором. Сроки, в которые нужно было выполнить работу, были сжатыми. В итоге процедуры остановили, а 20 миллионов перенаправили на ремонт улицы Гончарной.
Новый аукцион объявили только с наступлением тепла в 2018 году. Победителем признана московская фирма «Коэнергия», на счету которой несколько успешно выполненных проектов в Москве и Подмосковье. В частности, здание «Английского клуба» на улице Тверской.
Ждем начала работ и их завершения, в результате которых вологжане увидят Каменный мост в новом обличье: каменная стена на нем будет убрана, что позволит открыть вид на реку. Главное, чтобы этот пейзаж радовал глаз, поскольку сейчас берега реки нельзя назвать облагороженными: каменную стену в свое время построили именно для того, чтобы скрыть этот недостаток.

Лист ожидания
Вспомним проверку прокуратуры 2015 года. «11 мостов Вологды нуждаются в капитальном ремонте, – гласит документ. – Это значит, что нарушены все сроки капремонтов. В среднем капитально ремонтировать мосты должны раз в шесть лет».
В списке «нуждающихся» ремонта, кроме Октябрьского, Красного и Каменного мостов, оказались мост через реку Шограш на улице Конева, путепровод на улице Панкратова, мост через реку Вологду в поселке Кувшиново.
В частности, асфальтовое покрытие на мосту через Шограш практически полностью «сползло», и, начиная с 2006 года, мост требует капитального ремонта. Это сооружение находится в створе улиц Герцена и Конева, соединяя два больших жилых микрорайона областной столицы, поэтому здесь всегда много транспорта и пешеходов. Деньги на разработку проектно-сметной документации были выделены из областного бюджета этой весной. По всей видимости, сам ремонт моста состоится не раньше 2019 года.
Ремонт путепровода на улице Панкратова пока в планах даже не стоит. В мае 2017 года его отфрезеровали и положили новый асфальт. Капитальный ремонт перенесен на неопределенный срок.
На капремонт моста в Кувшиново тоже пока нет средств, хотя за последние несколько лет в поселке вырос новый жилой комплекс, а значит, и нагрузка на аварийный мост в разы увеличилась. Однако в этом году на нем будет отремонтировано только асфальтовое покрытие.
Что касается еще одного моста из листа ожидания – Некрасовского – говорить здесь вообще не о чем. Проект его строительства отложен в долгий ящик, упоминаний о нем чиновники старательно избегают, словно и не было никогда в планах появления этого моста.
Анна Маслухина