Искренне ваш Апокалипсис

№ 14 (596) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

Два культурных события причудливо сошлись в жизни Вологды: премьера потрясающей военной драмы «Собибор» и концерт 23-летней звезды хип-хопа Элджея (в миру – Алексея Узенюка).

Элджей

При всей несхожести этих информационных поводов они подталкивают к одному выводу: мы теряем молодежь, как неграмотный хирург теряет пациента на операционном столе. Тысячеголосый хор молодых зрителей, самозабвенно вопящих непристойности на концерте безголосого матерщинника Элджея, при пустующих залах вологодских кинотеатров во время демонстрации «Собибора» – это не досадное недоразумение и не просчеты в коммерческом продвижении фильма, это – моральная катастрофа. «Поколение пепси» как будто выворачивает теорию Дарвина наизнанку: человек произошел от обезьяны, чтобы со временем вернуться в свое первобытное состояние…
Впрочем, отброшенное за ненадобностью утверждение Пушкина о том, что «служенье муз не терпит суеты; прекрасное должно быть величаво», – это бы еще полбеды. В конце концов, каждое поколение имеет право на собственное понимание прекрасного. И если певец, словно сбежавший из второсортного ужастика про зомби, до такой степени нравится своим молодым поклонникам – что тут поделаешь? Как говорится, добро пожаловать в ад. Однако скандальные гастроли вызывают вопросы, имеющие отношение не только к искусству и нравственности, но и к действующему российскому законодательству.
К примеру, билеты на вологодский концерт Элджея, поступившие в свободную продажу, имели возрастное ограничение 12+. Для сравнения: газета «Наша Вологда», которую вы сейчас держите в руках, сопровождается ограничением 16+. Притом что в этой газете вы днем с огнем не найдете нецензурной лексики, экстремизма, порнографии, латентной пропаганды наркотиков – ничего, запрещенного законом. А теперь вслушайтесь в изысканное кружево слов из популярной песни Элджея «Минимал»: «Да-да-да, ты красивая, но таких, как ты, до х…», «Я не знаю, кто ты, да и по х… ведь сегодня ты точно пойдешь со мной». И в таком высоком стиле состряпаны практически все «элджеевы» творения.
Признаюсь, даже в мои 60+ слушать это чертовски неловко (а ведь я двадцать лет служил в армии, где мат является основой живой речи для всех подряд – от солдата до маршала). Тем не менее организаторы концерта Элджея цинично «ограничили» свою аудиторию детьми и подростками от 12 лет, которые и без того воспитаны не на добрых стихах и сказках, а на компьютерных стрелялках и комиксах. И это неприкрытое издевательство над федеральным законом № 436 от 29.12.2010 года, предписывающим указывать возрастное ограничение для любого зрелищного мероприятия; этот нахальный вызов законодателям и тем ведомствам, которые призваны контролировать исполнение 436-ФЗ, – все это не имеет никаких видимых последствий. Молчит прокуратура, молчат «культурные» департаменты регионального и муниципального уровней, молчат уполномоченные по правам ребенка и другие важные дяди и тети, которым несть числа…
За долгие годы у вологжан накопилось немало претензий к тем, кто занимается гастрольной деятельностью. Бездарные ант­репризные спектакли, концерты под «фанеру» и другие неистребимые признаки халтуры прочно укоренились на наших «подмостках». Бесполезно взывать к совести растленных извращенцев, составляющих элиту шоу-бизнеса. Никакой совести у них нет и никогда не было: за большие деньги они привезут на гастроли хоть сатану. А вот воззвать к профессиональному долгу людей, имеющих право и обязанность контролировать эту бесконтрольную сферу, –
в самый раз.