Искусственный интеллект и безыскусное вырождение

№ 32 (614) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

Торговый ажиотаж вокруг новой модели айфонов невольно возвращает нас во времена очередей за колбасой и талонов на водку.

Тотчас после того, как информация о новых представителях большого семейства Apple стала достоянием гласности, у фирменных магазинов этой компании собрались огромные толпы.
Нечто подобное я наблюдал летом 1991 года, но тогда обезумевшие от страха перед завтрашним днем люди штурмовали продовольственные магазины, буквально сметая с прилавков все, что можно было использовать в пищу: колбасу, муку, консервы, печенье. Один из главных национальных продтоваров – водку – в то время уже нельзя было приобрести даже через километровую очередь: эту «жидкую валюту» продавали только по талонам…
Наверное, стоило бы порадоваться тому, что спустя 27 лет народное благосостояние настолько выросло, что даже торговые санкции оказались бессильны: наши магазины буквально завалены едой и выпивкой, а очереди выстраиваются только за суперсовременными мобильниками.
Но радости почему-то нет. Невольно вспоминаю фразу, которую суперагент Штирлиц изрек в разговоре со своим шефом Шелленбергом: «Меня больше всего беспокоит, как приостановить процесс оглупления масс». Решить эту задачу ни Штирлиц, да и никто другой в то время не смог бы: биомасса немцев, оболваненных нацистской пропагандой, так и не поумнела вплоть до мая 1945 года, когда осталась без Гитлера и без страны. Какая же встряска нужна нашим современникам, чтобы научиться отличать истинные ценности жизни от никчемной бутафории?
Спору нет: эпоха мобильной телефонии существенно изменила информационную среду вокруг нас. Человечество как будто получило медаль за революционные достижения в науке и технике. Но мы забыли, что любая медаль имеет две стороны: лицевую и оборотную. И со временем то, что казалось безоговорочным успехом, все чаще стало поворачиваться к человеку «тылом».
Дело не только в «колбасных» очередях и «водочных» талонах за айфонами. Дело в том, что ослепленные фанатичным азартом люди готовы выкладывать огромные деньги за вещь, которая на самом деле не стоит и половины своей теперешней цены, а через считанные месяцы не будет стоить и четверти.
Грубо говоря, это какое-то помешательство, напрочь парализующее ту часть мозга, которая отвечает за логику. Средства массовой информации и социальные сети переполнены диковинными историями о том, как неглупые вроде бы люди тратят на новый айфон деньги, отложенные на учебу или лечение своих детей, берут дорогостоящие займы и попадают в долговое рабство. Хотя это не самые экстремальные варианты. Некоторые пытаются заработать деньги на телефон игрой в карты, делая ставки на ипподроме или в букмекерской конторе, и в конечном счете проигрывая последнее. Другие – того хуже: в поисках денег они отваживаются на кражу или разбойное нападение, получив вместо вожделенного средства связи изрядный срок в колонии общего режима…
Но и это лишь надводная часть айсберга. Беда грозит не только тому, кто стремится купить телефон, но и тому, кто его уже купил, особенно если речь идет о молодежи. Очарованные-околдованные владельцы айфонов с головой уходят в свой «астральный» мир, как будто бы не телефон служит им, а они служат телефону. Мы видим их каждый день – в транспорте, в магазинах, на улицах, в учреждениях. Они смотрят на нас невидящими оловянными глазами, они слушают нас, не слыша, и жизнь пролетает мимо них, как безостановочный поезд-экспресс.
Шутник, разложивший слово «гаджеты» на составные: «гад же ты!», даже не подозревал, насколько он близок к истине. Неспроста среди родителей школьников и студентов возникло целое движение сопротивления, требующее запретить телефоны в учебных заведениях.
Что ж, люди любят мечтать…

Фото yandex.ru