Как мамай прошел

№ 09 (591) Рубрика: Город

В Вологде массово сносят ларьки местных производителей. Горожане и представители бизнеса возмущены: первые привыкли покупать продукцию местных производителей по ценам ниже, чем в магазинах, вторые утверждают, что сокращение сети нестационарной торговли играет на руку федеральным торговым сетям.

28 марта мэрия заявила о сносе на территории Вологды 100 ларьков. Первыми снесли «овощные» торговые павильоны на улице Костромской. Затем начали «зачистку» на улице Воркутинской. В итоге вологжане остались заложниками федеральных торговых сетей, а предприниматели лишились бизнеса и «попали» на штрафы за нарушение законодательства и затраты на транспортировку и хранение имущества.

«Сейчас массовое скопление ларьков, установленных незаконно, находится в разных районах города. Это Воркутинская, 8; Дальняя, 26; Костромская, 4; Ленинградская, 138; район Бывалово. В ближайшие несколько дней мы планируем снести около 100 нестационарных торговых объектов, которые установлены самовольно на муниципальной земле», – пояснил сотрудник Департамента экономического развития городской мэрии Владимир Захаров.
Массовый снос ларьков вызвал неоднозначную реакцию.
«Мы рады, что у нас на Костромской убрали это безобразие», – пишут одни вологжане в социальных сетях.
Другие им возражают: «Убирают именно те ларьки, которые нужны людям. На Воркутинской убрали ларьки с овощами, хлебокомбината, МиМПа, Молкомбината, Мясокомбината, «Шекснинскую курочку». Там были дешевые и свежие продукты, всех это устраивало. В «Магнитах» и «Пятерочках» качество не то и цены не те. К тому же мамы с колясками не могут зайти в магазин, им удобно покупать в ларьке».
Возмущены и предприниматели.
«У нас убрали четыре торговые точки, – говорит председатель совета директоров ЗАО «Вологодский мясокомбинат» Константин Никольский, – Как следствие – объемы реализуемой продукции сразу упали. Кроме того, без работы осталось восемь человек».
С учетом того, что в заявленном «прогнозном плане» 100 торговых точек, работы могут лишиться сразу 200 человек.
Закон или порядок?
Нестационарная торговля – так на официальном языке называется сеть ларьков и тоннаров – очень популярна. В 2017 году Вологда стала рекордсменом региона по объемам розничной торговли. Предприятия и организации продали продукции на 59,5 миллиарда рублей, из них 0,9% пришлось на нестационарную торговлю и ярмарки, то есть порядка 534 миллионов рублей. И с каждым годом эта цифра растет в среднем на 3%, значит, вологжанам ларьки действительно нужны.
Однако любая торговля не должна быть хаотичной. В 2009 году в городе была утверждена комплексная схема расположения объектов нестационарной торговли, в которую было включено 694 торговых объекта. Впоследствии из нее были исключены 268 торговых павильонов, нарушающих требования законодательства продажи алкогольной продукции и табачных изделий, а также установленных незаконно, и в 2011 году схема была пересмотрена. На тот момент в нее вошло 428 ларьков и тоннаров.
Одновременно с ростом и развитием в регионе федеральных торговых сетей росла и проблема для местных производителей. За место на полке «федералы» требовали дополнительные бонусы и премии, ограничивали сроки оплаты и возврата продукции. Вопрос встал настолько остро, что в 2016 году был принят 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях», чтобы защитить местного производителя. Однако проблему не решил и закон. Например, завод «МиМП» выпускает больше 30 сортов только вареной колбасы. В федеральных торговых сетях их не более 10.
Весь ассортимент вологодских производителей представлен либо в специализированных магазинах, работающих под собственной торговой маркой, либо в ларьках и тоннарах, которые установлены сегодня рядом с остановочными комплексами и на рынках.

Все, что осталось от овощного ларька на улице Герцена.

Посчитали….
«Снос ларьков сегодня – не проблема одного дня, а законодательный пробел, который возник в 2015 году, – рассказал «Нашей Вологде» представитель одного из крупнейших хлебокомбинатов областной столицы. – С 2015 года законодательство запрещает сдавать в аренду муниципальную землю по договорам аренды. Таким образом, со всеми предпринимателями, которые уже ведут торговлю в Вологде, нужно сменить правовые отношения на договоры права пользования. А договоры заключены на несколько лет вперед. Кроме того, ларьки арендуют субарендаторы, а прямые арендаторы могут и не являться производителями».
В ноябре 2017 года специалисты Департамента экономического развития города разработали новую методику определения цены для размещения объектов уличной торговли, которую представили вологодским производителям. Согласно документу, арендная плата по новому расчету зависела не только от занимаемой площади, но и от специализации павильона и района размещения.
«Размеры арендной платы будут рассчитываться по специальной формуле, которая учитывает район размещения, вид продукции и площадь торгового объекта. Например, цены будут выше для центрального района. Микрофинансовым организациям, а также ларькам, торгующим водой и мороженым, будут выставлены более высокие коэффициенты», – сообщила пресс-служба Администрации города. В новой схеме размещения было определено 500 участков для нестационарной торговли.
Проект постановления был направлен в Вологодскую городскую Думу, а потом разразился скандал…
…Прослезились

На месте снесенных ларьков на улице Воркутинской теперь неприглядная картина.

В начале 2018 года в адрес уполномоченного по защите прав предпринимателей Вологодской области Степана Ткачука поступило 13 обращений от арендаторов вологодских ларьков, которые познакомились с проектом решения Вологодской городской Думы.
«Администрация города Вологды предложила переоформить ранее заключенные договоры аренды без проведения торгов на договоры на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта или объекта по оказанию услуг населению. При этом размер платы по данному договору, заключенному без проведения торгов, будет рассчитываться согласно методике, изложенной в вышеуказанном проекте Решения Вологодской городской Думы, – пояснил Степан Ткачук. – Предлагаемая формула расчета цены договора содержала базовую ставку стоимости квадратного метра – 2323 рубля 2 копейки в год, но не имела экономического обоснования указанной суммы. За основу базовой ставки взята средняя рыночная стоимость квадратного метра земельных участков на территории города. Непонятно, почему речь идет об уплате рыночной стоимости площади земельного участка, если выкуп земли не производится?
Отсутствует также экономическое обоснование «коэффициентов специализации объектов и коэффициентов территории размещения объектов. Из предложенной методики невозможно однозначно установить, что понимается под площадью места размещения: размер земельного участка, установленный Схемой размещения, либо площадь самого нестационарного торгового объекта. Расчеты по формуле, указанной в Методике, если брать площадь места размещения равной площади земельного участка, привели бы к увеличению годовой платы в 10-16 раз. Указанное обстоятельство сделает данный бизнес нерентабельным».
В реальных цифрах это выглядело так: если, например, на участке в 300 квадратных метров стоит продуктовый ларек размером в 150 квадратных метров, то с 70 тысяч в год арендная плата, рассчитанная по новой методике, возрастала до 1 миллиона рублей.
Региональный уполномоченный обратился в УФАС, которое 26 февраля по итогам проверки вынесло в адрес Вологодской городской Думы предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
«Проект муниципального правового акта будет противоречить нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», – сообщил 15 марта 2018 года Департамент экономического развития Правительства Вологодской области. – Антимонопольный орган считает, что при использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов органы местного самоуправления не имеют права принимать муниципальные правовые акты, устанавливающие положения, порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению, в том числе по заключению договоров о размещении, установлению платности и выдачи каких-либо разрешений на данные объекты».
Сейчас проект Вологодской городской Думы отправлен на доработку. И тем не менее, ларьки продолжают сносить. С начала 2018 года с улиц было убрано более 70 таких торговых точек. До конца первой недели апреля предполагается снести еще 100 ларьков.
В качестве альтернативы город планирует организовать цивилизованные мини-рынки, в первую очередь на улицах Карла Маркса и Дальней. «Аукционы на аренду земельных участков пройдут в ближайшие месяцы. Предполагается, что по каждому адресу будет размещено по 15 торговых объектов», – сообщает городская Администрация.
«Это все, наверно, хорошо и правильно, но возникает два вопроса: за чей счет они будут построены? И что делать производителям до тех пор, пока не появятся эти мини-рынки? – говорит Константин Никольский. – Я очень надеюсь, что в ближайшее время будет найден какой-то компромисс между властью и бизнесом, потому что вся эта ситуация пока складывается в пользу федеральных сетей. Хотим мы этого или нет».

Анна Маслухина

Фото автора и с сайта vologda-portal.ru