Как стать волшебником

№ 30 (612) Рубрика: Ликбез с Константином Задумкиным Автор: Константин Задумкин

На календаре сентябрь, а это значит, что большая часть 2018 года уже позади. Время подвести промежуточные итоги и скорректировать планы. И сегодня я расскажу вам, уважаемые читатели, о двух простых инструментах управления, которые позволяют любую мечту преобразовать в план и воплотить в жизнь.

Константин Задумкин, кандидат экономических наук, заместитель директора Вологодского научного центра РАН.

 

Мечта — цель — реальность
Управление – это постановка цели, разработка и выбор пути ее достижения, а затем последовательное и регулярное выполнение управленческих функций. Основных функций четыре: планирование, организация, мотивация, контроль.
Именно так в результате реализуются любые проекты от строительства забора на даче или ремонта квартиры до самых смелых проектов возведения небоскребов, крупных предприятий и даже целых городов. Этот удивительный процесс созидания, когда из нематериальных идей появляются проекты на бумаге, а потом постепенно вырастает что-то материальное, приносящее пользу людям и доход создателю, можно смело назвать чудом. А людей, умеющих творить такие чудеса, – настоящими волшебниками.
Работая с предпринимателями, я часто вижу, как благодаря их усилиям на месте заброшенных пустырей появляются новые производственные здания, а в цехах – новые станки, люди и продукция. Да и вы, уверен, замечаете, что в нашем городе регулярно открываются красивые кафе, магазины, социальные объекты. Не замечаете? Присмотритесь! Гипермаркет компании «Макси» на ул. Дальней, супермаркеты на ул. Возрождения и Чернышевского, Музей орхидей в Ботаническом саду, Завод высокоточных подшипников на ул. Гагарина, новая школа на ул. Северной, ФОК на стадионе «Витязь», объездная дорога – только малая часть того, что построено в последние месяцы и строится сейчас на наших глазах.
Под свою ответственность
Но когда вы начинаете реализацию какого-либо проекта, особенно нового для вас, то все идет не так, как изначально планировалось. Это происходит из-за того, что мы вынуждены постоянно взаимодействовать с внешней средой и наша жизнь сильно зависит от окружения.
Поэтому планы нуждаются в постоянной корректировке. Так же как во время управления автомобилем даже при езде по ровной прямой дороге водитель всегда немного подправляет траекторию движения, так руководитель направляет работу подчиненных. Фигурально выражаясь, он объезжает неожиданно появившиеся препятствия и не дает проекту свалиться в канаву.
Что делают обычно люди, когда заехали на своей машине жизни не туда: набрали долгов, потеряли работу, разрушили семью? Часто они начинают обвинять окружение в том, что оно изменилось и перестало соответствовать их представлениям и планам.
Что делает в этих случаях профес­сиональный управленец? Он понимает свою ответственность за произошедшее, ведь именно он «был за рулем», а далее придумывает и составляет новый план. Тем самым он ищет ответ на вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели в изменившихся условиях?».

Основные функции управления.

Управление:
— постановка цели;
— выбор путей достижения;
— последовательное и регулярное исполнение.

 

Письмо к себе
Да, мы снова говорим о целях, ведь именно они являются необходимыми постоянными ориентирами для движения вперед. Планы могут меняться каждый день, но процесс планирования при этом должен осуществляться постоянно. Отсюда и известные утверждения, что «цель намного важнее плана» и «план – ничто, планирование – все».
Для грамотного составления планов существует множество инструментов от простых ежедневников до сложных компьютерных программ. Необычным, но эффективным способом планирования может стать «Письмо себе».
Возможно, многие помнят, что в школе мы писали сочинение – послание самому себе в далекое будущее, в котором описывали, как будем жить и чем заниматься. В отличие от школьного сочинения управленческое письмо себе я рекомендую писать не на 5, 10 лет, а только на ближайший год.
Такой период удобен, так как большинство событий уже понятны: окончание учебы, период отпуска, значимые даты. Но в то же время год – это достаточно много, и можно немало успеть сделать.
О трудностях и не только
Начните письмо с уважительного обращения к себе. Затем опишите будущий год так, как будто он уже прошел. Многие начинают писать, что «год был трудный», хотя еще ничего не случилось. Ведь вы в 2018 году оцениваете 2019 год. Не стоит так делать.
Чаще сложности свидетельствуют о том, что вы развиваетесь. Конечно, трудно подтянуться на турнике даже один раз, если вы никогда не занимались спортом, трудно проехать на велосипеде первый раз и не упасть, трудно научиться плавать или впервые станцевать вальс, если раньше вы не умели этого делать.
То есть если вам что-то трудно делать, то, скорее всего, вы этого делать хорошо пока просто не умеете. Это нормальная ситуация. Когда-то в детстве нам всем было трудно и ходить, и говорить, и писать. Но мы научились. Размышляя подобным образом, вы, скорее всего, придете к мысли, что прожитый 2019 год был лучшим годом вашей жизни!
Кто молодец? Я молодец!
Далее похвалите себя за то, как именно вы прожили год, и за то, как много вы смогли сделать. Перечислите свои достижения, свои победы. Распространенной ошибкой на этом этапе является слишком узкий подход к жизни: люди подробно пишут о материальных достижениях, о карьере и профессиональных достижениях, о путешествиях, но часто забывают о других сферах своей жизни. Не ставят задач стать более внимательным другом, заботливым супругом, любящим родителем.
Еще одна ошибка – решать за других людей. Например, можно написать в письме, что все родственники будут здоровы, а начальник предложит повышение. Понятно, что когда через год вы будете перечитывать свое письмо и этого не случится, то вы растроитесь.
Писать нужно только о том, на что вы реально можете повлиять, и отвечать только за свои действия. В данном примере, если я действительно хочу перечисленного выше, то я: помогу пройти родственникам диспансеризацию и буду работать так хорошо, что если в компании откроется вакансия, то именно я буду наиболее подходящим для нее кандидатом.
Уровень волшебства
После написания положите письмо в конверт или отправьте себе по электронной почте. А потом прочтите в конце года. Если только 10% из задуманного вами сбылось, то ничего страшного – ведь вы еще начинающий волшебник. В следующем году результат будет лучше.
А вот если ваши желания исполнились на 80%, и это при условии, что задачи были максимально напряженными, то поздравляю – вы настоящий маг! Хорошо и то, что окружение может играть не только против нас, но и за нас. Тогда в нашей жизни происходят «незапланированные» радостные события, счастливые совпадения, и мы добиваемся результатов, в разы превышающих первоначальные планы.
Дневник успеха
Для того чтобы не пустить исполнение желаний на самотек, кроме плана, изложенного в письме, нужна система контроля его реализации. В этом вам поможет инструмент управления, называемый «Пять побед».
Его суть в том, чтобы каждый месяц фиксировать пять ваших достижений в специальный Дневник успеха. Потом из пяти побед каждого месяца выбираются пять побед квартала. Из пяти побед каждого квартала по итогам года выбирается пять важнейших достижений за год. Согласно выводам знаменитого экономиста и социолога В. Парето, именно эти пять побед наиболее сильно будут определять вашу дальнейшую жизнь.
Выбрать достижения поможет простой вопрос – с каким чувством вы бы рассказали о них своим близким. Если при рассказе ваше самоуважение и самооценка поднимаются, то да, это победа. Важно, чтобы это была ваша личная победа.
Возьмем для примера сферу финансов. Вы прилагали дополнительные усилия на работе, освоили новые навыки, добились профессионального роста, уважения руководителя и, как следствие, ваша зарплата с учетом выполнения новых обязанностей выросла с 20 до 25 тысяч рублей. Кто-то может сказать, что 5 тысяч в месяц – небольшая прибавка, но в относительных показателях рост составил впечатляющие 25%. Ваша зарплата, ваша эффективность, стоимость вашего времени выросли на 25%! Это победа.
Конечно, не все измеряется деньгами: вы помирились с родственниками и простили им старые обиды; получили водительское удостоверение или съездили в путешествие; выучили 100 новых иностранных слов; испекли вкусный торт на семейный праздник; стали ложиться раньше спать и высыпаться; похудели на два килограмма; победили в соревновании; прочитали книгу, которую давно откладывали; просто стали в два раза чаще улыбаться. Победы могут быть очень разными.
Постепенно вырабатывается привычка, делая что-то, задавать себе вопрос, запишу ли я себе это в свой Дневник успеха. У дневника есть и еще одна важная функция. У всех нас бывают трудные времена, когда мы нуждаемся в поддержке. В эти моменты стоит перечитать перечень своих побед, вспомнить, как многого вы смогли добиться, и у вас прибавится сил.
Ставьте амбициозные планы и чаще хвалите себя за достижения! Желаю успеха!