Кто стучится в дверь ко мне?

№ 20 (560) Рубрика: Служба инфо Автор: Ирина Деркач

Представители коммунальных служб «по ошибке» попытались вломиться в квартиру вологжанки для отключения газоснабжения.

Без вины виноватые
Вологжанин Иван Смирнов (имя и фамилия изменены в соответствии с «Законом о СМИ») пообещал сестре,
уехавшей в отпуск, ежедневно кормить ее кошку. Обычная история. Но дальше события развивались неожиданно и стремительно.
В тот день Иван навестил кошку после ночной смены. Уставший после работы, молодой человек в восемь утра уснул в квартире сестры. Сквозь сон он услышал стук во входную дверь. Поскольку сестра не предупреждала его о возможных гостях, он решил дверь не открывать и попытался уснуть снова.
Но не тут-то было. В дверь продолжали грохотать с настойчивостью Каменного гостя из поэмы Пушкина. Испугавшись, как бы неизвестные не выломали дверь, Смирнов был вынужден открыть.
На пороге стояли двое мужчин. Они без особых объяснений попытались пройти в квартиру. Иван хотел остановить молодых людей, попутно выясняя, кто они и что им нужно. Началась потасовка…
В какой-то момент один из непрошеных визитеров достал свой телефон и сказал в трубку: «Нападение на сотрудников при исполнении! Высылайте наряд!». Так выяснилось, что это сотрудники газовой службы. Через несколько минут подоспели наряд полицейских и представители организации.
После длительных разбирательств и протокольной волокиты наконец-то удалось установить неприглядную истину. Газовики, пришедшие для отключения квартиры от газа за долги, попросту ошиблись адресом!

Сила права или право силы?
Возмущенный всей этой историей, Иван Смирнов обратился за помощью в общественную организацию «Управление по защите прав граждан».
– Безусловно, представители ресурсоснабжающей организации в первую очередь должны были представиться и показать документы, на основании которых они имеют законное право пройти в квартиру, – пояснила руководитель общественной организации Мария Серкова. – Жилищным кодексом предусмотрена обязанность жильцов впускать представителей ресурсоснабжающих организаций в определенных случаях: для проведения ежегодных проверок внутриквартирного оборудования, устранения неполадок, а также для отключения газа. электричества, горячей воды. В соответствии с нормативными документами коммунальщики вправе приостановить свои услуги при наличии задолженности по оплате. В этом случае исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, которым пользуется потребитель-должник. Само собой, эти меры должны осуществляться с предварительным уведомлением жильцов. И, естественно, их объектом не должны становиться добросовестные потребители, как это произошло в случае с Иваном Смирновым…

Как требует закон…
Что нужно знать горожанам, чтобы не попасть в подобную неприятную ситуацию? Об этом корреспондент «НВ» беседует с нашим экспертом, руководителем Управления по защите прав граждан Марией Серковой.
– Возможно ли ограничение или полное приостановление коммунальных услуг – света, газа, горячей воды – без предварительного уведомления потребителя?
– Это может произойти в нескольких ситуациях. В случае угрозы возникновения или выявления аварийной ситуации на централизованных сетях водо-, тепло-, электро- и газоснабжения. При возникновении стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их ликвидации и устранения последствий таких ситуаций. Отключение без предупреждения возможно, если вскрылся факт несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения. Или, допустим, если собственник использует бытовые приборы, мощность которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные в соответствии с техническими характеристиками внутридомовых инженерных систем.
Отключение без предварительного уведомления допустимо и в случае, если собственник содержит в аварийном состоянии инженерное оборудование, находящееся в его квартире и входящее в сферу его ответственности. В такой ситуации потребитель получает предписание соответствующего органа, осуществляющего государственный надзор. И после этого подачу коммунальной услуги в квартиру такого жильца приостанавливают или ограничивают.
Во всех перечисленных случаях представители ресурсоснабжающих организаций обязаны в течение суток сообщить потребителю, по каким причинам и на какой срок он остается без света, газа или горячей воды.
– А в каких ситуациях коммунальщики обязаны предупреждать жильцов о предстоящем отключении коммунальной услуги?
– В первую очередь вопрос касается должников. Приостановление допускается, если у жильцов имеется задолженность свыше чем за два периода оплаты, исчисленных исходя из норматива потребления (вне зависимости от наличия или отсутствия приборов учета и тарифа).
Исполнитель вправе также ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных и внутридомовых инженерных систем. По закону выполнение работ возможно через десять рабочих дней после письменного уведомления потребителя.
– Какие действия со стороны представителей ресурсоснабжающих организаций следует ожидать жильцам после того, как они получили соответствующее уведомление?
– Следуя букве закона, все должно быть организовано так: исполнитель направляет должнику предупреждение, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки уведомления предоставление услуги может быть приостановлено, а затем по истечении 10-дневного срока прекращено, если должник не предпринял никаких действий по ликвидации задолженности.
Следует знать, что по закону не допускается отключение за неуплату системы отопления жилья и обеспечения холодной водой в многоквартирных домах.
– Каким способом происходит уведомление должников?
– Уведомление могут вручить потребителю под расписку, направить по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении). Есть и другие варианты. Должник может получить соответствующее сообщение по электронной почте, через его личный кабинет в государственной информационной системе ЖКХ или на официальной странице исполнителя в сети Интернет. Помимо этого уведомление могут включить в квитанцию по оплате коммунальных услуг…

Расчет окончен
– И напоследок. Должник нашел возможность рассчитаться за долги по коммуналке после того, как уже подвергся штрафным санкциям в виде отключения или ограничения услуги. В течение какого срока он вправе рассчитывать на возобновление газо-, электро- и горячего водоснабжения?
– Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня устранения причин отключения и оплаты понесенных расходов исполнителя. Так гласит закон.
Добавим, что действия по ограничению или приостановлению коммунальных услуг не должны приводить к повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, нарушению прав и интересов других потребителей, которые добросовестно оплачивают счета.

Более подробно узнать о том, как защитить права потребителя, можно по телефону (8172) 70-62-63 или по адресу: г. Вологда, ул. Мира, 6а.