Лифт на тот свет

№ 13 (638) Рубрика: Тяжелый случай

Одним прекрасным утром в Вологде на Гагарина, 5, полыхнул лифт. Полыхнул красиво: через лестничный пролет столб огня поднялся на два этажа вверх. Причина – ошибка в конструкции электронной начинки. Деталь, в которой возникла искра, располагалась слишком близко к горючим материалам. То есть 10 с лишним лет жители дома ездили на бомбе замедленного действия, которая вот сейчас и рванула.

Есть ли такие же лифты в других домах Вологды? Ответ на этот вопрос искали журналисты «НВ».

Хронология событий
Утро рабочего четверга. В 8.40 из лифта десятиэтажного дома вышел человек, двери закрылись. В 8.45 в кабине мигнул свет, а из пульта управления пошли струйки дыма. Картина произошедшего хорошо видна на записи с камеры, которая была установлена внутри подъемника.
– Тут же на пульт диспетчера поступил сигнал вызова из кабины лифта, – поясняет директор обслуживающей организации ООО «Вологдалифт» Юрий Шишлин. – Наша сотрудница по громкой связи спросила: «Говорите, что произошло?» Конечно, никто ответить не мог, так как внутри никого не было. Видимо, из-за короткого замыкания сигнал о неисправности прошел автоматически.
Ясно, что произошла какая-то нестандартная ситуация, и чтобы разобраться в ней, на место сразу вышел механик. Благо диспетчерская находится в 300 метрах от дома.
– Вы понимаете, я должен был в тот момент ехать в лифте, – говорит Алексей, житель дома. – Дочка пошла в школу и телефон забыла, я спустился вниз, чтобы его передать. Вызвал лифт, но он не шелохнулся, спустился на своих двоих. Никакого дыма и гари и в помине не было. Через четыре минуты, когда поднимался обратно, меня уже обогнали пожарные. И дым был такой едкий – горели провода. Вдохнешь пару раз – и не жилец. Вот так: лифт на небеса. Очень хочу знать, кто виноват, и чтобы виновник был наказан. Я чудом спасся. Мама потом в церковь ходила, в благодарность за спасение Богу свечки ставила.
В это же время напуганные дымом и запахом гари жильцы позвонили председателю местного ТСЖ и в МЧС. В 9.00 пожарные уже раскатывали шланги. В связке работали председатель ТСЖ и механик обслуживающей организации.
– Сотрудники МЧС поднялись на 6 и 7 этажи, откуда шло задымление, чтобы выяснить, где находится источник, – продолжает Юрий Борисович. – Наш механик предупредил пожарных, что прежде чем открывать кабину, нужно обесточить лифт. Он оперативно поднялся на верхний этаж и рубильником отключил электричество.
Оказалось, что неисправный лифт стоял на 6-м этаже. Но открыть двери шахты и двери лифта одновременно невозможно – одни другим мешают. Эту технологию знают только специалисты. Механик открыл двери шахты на 7-м этаже, получив доступ к замкам дверей кабины.
Одно «но»
Лифт открыли, и пожарные взломали пульт приказов, откуда шел пока только дым. После вскрытия воздух проник внутрь панели – появилось открытое пламя, которое тут же устранили огнетушителями. Для того чтобы не было опасности повторного возгорания, кабину полностью пролили водой.
– Когда на верхних этажах появилось задымление, жильцы решили проветрить подъезд, хотели открыть окна на этажных площадках, – говорит руководитель обслуживающей организации. – Председатель ТСЖ контролировал, чтобы этого не делали ни в коем случае. Если есть дым, а источник пока не устранен, открывать окна и дверь, ведущую на крышу, нельзя. Если появится тяга, будет и пламя.
Получается, что все участники процесса в этой ситуации сработали, как по нотам, – яркий пример того, как нужно действовать в подобной ситуации.
Однако если даже на секунду представить, что в момент короткого замыкания в лифте кто-то мог находиться, картинка столь успешной операции искажается до неузнаваемости. По словам специалистов, трудно сказать, что могло бы произойти с человеком, оказавшимся внутри.
Как утверждают в лифтообслуживающей фирме, все подъемники снабжены вентиляцией – незаметные глазу отверстия есть как вверху, так и внизу кабины. Это позволяет дыму в случае экстренной ситуации выходить в шахту лифта. Но, по мнению пожарных, предугадать последствия таких ситуаций для человека невозможно.

По данным Национального лифтового сою­за и Национального союза страховщиков ответственности, с 2013 по 2017 год произошло более 100 аварий пассажирских лифтов, в которых погибло свыше 40 человек, около 100 граждан получили ранения.

Цепочка замкнулась
Пожарные установили, что в результате происшествия повреждена внутренняя отделка кабины и оплавлена изоляция электропроводки в узле управления лифта.
– Внутри были обнаружены оплавления, характерные для короткого замыкания, – прокомментировали в ГУ МЧС по Вологодской области. – В настоящий момент проводится проверка, заключения еще не готовы.
Однако известно, что неофициально причина была установлена уже в первые дни после ЧП.
– Заводом-изготовителем было неудачно расположено электрическое оборудование, – высказывает свою версию директор организации по обслуживанию лифтов Юрий Шишлин. – Оно находилось слишком близко к кабелям. Ведь, по большому счету, короткое замыкание может произойти где угодно. Вопрос в том – будет ли почва для возгорания. В устройстве лифта есть так называемые фильтрующие RC-цепочки. Там и замкнуло. Искра попала на изоляцию кабелей, которая и начала дымить.
В домах областной столицы подъемники произведены десятком различных заводов. Горе-лифт на Гагарина, 5, – детище Щербинского лифтостроительного завода 2007 года выпуска.
– Год от года заводы меняют конструкции. Вполне вероятно, что именно таких подъемников больше нет. Но мы по своим лифтам посмотрим, где могут быть аналогичные ситуации. Если такое расположение деталей имеется, то, конечно, надо будет ситуацию исправлять, переносить устройства подальше от горючих материалов, – рассказывает о планах Юрий Борисович.
По «своим» – это само собой. А вот кто промониторит ситуацию в целом по городу?
По словам экспертов, те самые злосчастные RC-цепочки, как правило, находятся в других частях лифта – в машинном отделении, где нечему гореть, или на крыше подъемника, где нет кабелей.
Кому отвечать?
Сыграть свою роль может и еще один фактор – преклонный возраст лифта. По правилам, подъемник, отработавший более 10 лет, подлежит капитальному ремонту.
До недавнего времени государство не уделяло этой теме должного внимания. У лифтовых организаций даже отменено лицензирование, несмотря на то, что лифты – это опасные объекты.
В итоге появилось большое количество маленьких фирм, берущихся за обслуживание и при этом не имеющих достаточного штата и количества локальных диспетчерских.
– У нас точки в разных частях города, и в случае неисправности механики в течение пяти минут успевают прибыть на место, – рассказывает Юрий Шишлин. – К специальной программе подключены все подъемники, а их у нас на обслуживании более 200. Вот посмотрите, если квадрат серый – все в порядке, если красный, то это говорит о том, что нет связи или дверь открыта. Тут же в этот дом направляется механик.
В 2017 году постановлением Правительства были установлены новые правила организации безопасного использования и содержания лифтов. Согласно им, вернули постановку подъемников на учет в Ростехнадзоре. Плановые проверки лифтов должны производиться этой организацией раз в три года. Однако правила вступили в силу только в январе 2018 года, а потому проверок еще не было. И не факт, что устройства пройдут этот контроль.
Помимо Ростехнадзора следить за исправностью оборудования обязана обслуживающая организация. Осмотр должен производиться не реже чем раз в месяц. По мере надобности нужно регулировать и чистить контакты, датчики, устранять сбои, регулировать узлы, перепасовывать канаты, если они вытягиваются. При обнаружении опасности эксплуатации должен быть произведен ремонт.
Кроме того, раз в год владелец, то есть ТСЖ или УК, заключает договор с инженерным центром на проведение технического освидетельствования. Это независимая экспертная организация, которая каждый год проводит испытания лифта, оценивает его состояние и работу обслуживающей организации.
Наказание будет
При всем этом удивительно, что в конечном итоге теми же самыми правилами ответственность за техническое состояние и обслуживание лифта возложена на владельца! Казалось бы, случись что, виноваты будут собственники. Но не тут-то было! В середине марта 2019 года вступили в силу изменения к КоАП, согласно которым введены штрафы. Поплатиться за недобросовестный подход к делу могут эксплуатирующие организации.
Поводом для подобных преобразований послужило большое количество несчастных случаев по России в результате исключения лифтов из категории опасных производственных объектов.
Теперь нарушения в безопасности должностным лицам обойдутся от 2 до 5 тысяч рублей, юрлицам – от 20 до 40 тысяч. Если установят, что существует угроза жизни и здоровью собственников, физические лица заплатят от 3 до 5 тысяч рублей, должностные – от 20 до 30 тысяч рублей или будут дисквалифицированы на срок от года до 1,5 года. Юрлица выложат в таком случае от 300 до 350 тысяч рублей, также им грозит приостановка деятельности на период до 90 суток.
Кстати, с начала года в Вологде произошло уже два возгорания в лифтах. Первый зафиксирован 18 января вечером в подъезде многоэтажки на Ленинградской, 150. В том случае, по заключению экспертов, имел место как раз поджог горючих материалов. Теперь вологжане ждут результатов по возгоранию в доме на Гагарина, 5. Тогда будет ясно, кого следует привлечь к ответственности за случай, угрожавший жизням жильцов.
Петр Знаменский

Фото автора