«Мерседес» – бенц! «Жигули» – бамц!

№ 41 (581) Рубрика: Момент истины

Выбоины и ямы на дорогах нередко становятся причиной серьезных повреждений автомобиля. Взыскать ущерб с виновников – дорожных
или иных организаций – сложно, но можно. В этом на своем собственном
опыте убедился постоянный читатель нашей газеты, 50-летний
автолюбитель Дмитрий Смирнов.

Ну, засада…

Яма

В Вологду он переехал с семьей из соседнего региона чуть больше года назад.
– Город красивый, старинный, мне нравится, но качество дорог – это что-то, – рассказывает корреспонденту «НВ» Смирнов. – Нельзя принимать это как должное, надо бороться за свои права!
Легко сказать – бороться. Но как? Дмитрий Александрович на личном опыте изложил «пошаговую инструкцию». Однажды он возвращался с работы на новенькой «тойоте». На подъезде к дому автомобиль неожиданно попал передними колесами в яму, полностью скрытую водой. Никаких предупреждающих сигналов о проведении работ и повреждении асфальта в зоне видимости не наблюдалось. Между тем, как оказалось, накануне во дворе работали сотрудники газовой службы.
В общем, у автомобиля погнулся бампер и оторвался глушитель. Водитель, как предписывают правила, сфотографировал искалеченную машину и вызвал ГИБДД.
– И что вы думаете: через некоторое время, еще до гаишников, на месте происшествия появились газовики и как ни в чем не бывало стали огораживать территорию ДТП знаками «Дорожные работы». Будто я сам во всем виноват: поехал под знак. Возмущению моему не было предела. Я поклялся, что так этого не оставлю!

Обратной дороги нет

По данным независимой экспертизы, стоимость восстановительного ремонта покореженной «тойоты» составила более 230 тысяч рублей. Но газовики компенсировать ущерб наотрез отказались.
– Они мотивировали отказ тем, что с учетом износа автомобиля сумма должна быть значительно меньше, – рассказывает Дмитрий. – К примеру, бампер предложили вместо замены просто запаять. Но я хотел получить автомобиль с таким же бампером, какой имел до аварии, – это мое право!
Судебная тяжба затянулась почти на год. И каждый раз при встрече с ответчиками Дмитрий слышал язвительное: «Куда ты полез, мужик? У тебя все равно ничего не получится». Но он не сдавался. И в конце концов отсудил у наглого монополиста даже больше, чем рассчитывал, – 300 тысяч рублей!
Победителей не судят
Пройдя через судебные перипетии, вологжанин советует автомобилистам всегда иметь под рукой фотоаппарат или мобильник с камерой. Если вы въехали в яму или открытый люк, надо оставить автомобиль на месте: это усилит вашу доказательную базу. Не исключено, что на следующей день дорогу залатают, и потерпевшему будет труднее доказать свою правоту. По возможности найдите свидетелей, запишите их контактные данные. Важно, чтобы сотрудник ГИБДД составил корректную справку о ДТП, замерил габариты ямы.
– Постарайтесь взять письменные показания свидетелей в присутствии автоинспектора, – советует эксперт «НВ», руководитель общественной организации «Управление по защите прав граждан» Мария Серкова.

Подводные камни

Дмитрий Смирнов утверждает, что именно правильно оформленные документы помогли ему восстановить справедливость:
– Очень важно, чтобы при составлении протокола было указано, что у вас не было технической возможности объехать яму, и именно по этой причине случилось ДТП. В моем случае яма была скрыта под водой, поэтому я не мог ее заметить, хоть и соблюдал скоростной режим. Кто-то, например, не сможет объехать рытвины из-за идущего навстречу транспорта. И не забудьте на месте аварии забрать копию протокола! Узнайте место и время рассмотрения вашего дела в группе разбора и обязательно придите туда лично, в крайнем случае – пришлите своего представителя.
Правильно определить размер ущерба поможет эксперт-оценщик. Виновника происшествия нужно уведомить телеграммой о месте и времени проведения экспертизы. Придет он или нет – дело хозяйское. А задача пострадавшей стороны – получить калькуляцию повреждений, не забыв при этом сохранить копию телеграммы.
Следующий шаг – отправка виновнику требования о добровольном возмещении ущерба.
– К требованию необходимо приложить копии всех документов, имеющих к нему отношение (протокол ГИБДД, справки, калькуляцию, счета за почтовые услуги, транспортировку поврежденного автомобиля и др.), – советует юрист Мария Серкова. – Если по истечении месяца после отправки требования виновнику от него не последовало ответа или он отказывается добровольно возместить ущерб, смело идите за защитой своих прав в суд. Если в случившемся нет вашей вины, то, как правило, причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме.

Что считать ямой?

Статистика ГИБДД России свидетельствует, что каждая пятая авария случается именно из-за попаданий автомобильных колес в ямы. Действующий в России ГОСТ 50597-93 определяет размеры неровностей на дорожном полотне. Согласно ГОСТу, размеры ям на улицах и автодорогах не должны превышать 15 см по длине, 60 см по ширине, 5 см по глубине. Если какой-либо параметр рытвины превышает названные цифры, – это повод для вызова сотрудников ГИБДД и получения компенсации за материальный ущерб.
Дорожные ГОСТы контролируют и высоту канализационных люков (наиболее частая причина повреждения автомобильного днища). Крышки могут выступать над дорогой на высоту не более двух сантиметров.

К сведению.

По итогам прошлого года Вологодская область вошла в число десяти регионов с худшими в стране дорогами регионального значения.