На лифте – к новой жизни?..

№ 41 (623) Рубрика: Под крышей дома Автор: Ирина Полетаева

Много раз менявшееся законодательство в отношении такого привычного механизма, как лифт, пережило новый виток перемен. Однако, похоже, что тяжесть новшеств опять ощутит на себе кошелек простых потребителей.

Вологжанка Татьяна Левичева написала в редакцию письмо: «Радости моей нет предела: в доме установили новый лифт!». Живет Татьяна на Псковской, 3, – это шестиподъездная панельная девятиэтажка, построенная в 1982 году. Дому 36 лет, а значит, и лифты также все «возрастные». С ужасом рассказала наша читательница, как пять лет назад загрузила с сыновьями в лифтовой отсек холодильник, а механизм подъемника заклинило. С трудом отыскала на исчирканной стене написанный масляной краской номер телефона диспетчера, ждала его прихода полчаса. Девушка-лифтер, по ее словам, пришла навеселе: «Ну, завтра-послезавтра сделаем!» – к ужасу вызвавших ее людей прощебетала она. Но лифт стоял еще неделю, и холодильник пришлось тащить на руках на восьмой этаж.
Но теперь все это – в прошлом. И на новый лифт деньги нашлись, и в законах об этом благе цивилизации появилось недавно немало нового.

Вологжанка Людмила Санталова изучила нововведение от и до. Год назад ее избрали председателем ТСЖ в родной десятиэтажке, что на улице Карла Маркса. За это время, как сама признается, даже отношение к лифту поменяла: раньше смотрела на этот «агрегат» с точки зрения потребителя, а нынче – с уважением и заботой, почти как к коллеге. И теперь Людмилу Васильевну приглашают проводить специальные семинары для коллег – руководителей ТСЖ Вологды.
– С чем связано такое трепетное отношение к лифту? Казалось бы, ну лифт и лифт, не живой же человек! Главное, чтобы был безопасным и хорошо отвозил нас вверх-вниз.
– О лифтах сложено немало стихов, песен и даже сняты фильмы. Это какой-то особенный «организм». Верно, ведь со времен появления в наших городах многоэтажных домов лифт стал привычным явлением. Он – дорогостоящий, удобный и очень красивый «вид транспорта», и его надо холить и лелеять, потому что он капризен, может быть коварным и очень опасным. И теперь наши лифты живут по новому закону. Главное нововведение – лифтом можно пользоваться только тогда, если сведения о нем включены в специальный реестр. А впереди еще ряд новшеств.
– Что это меняет в нашей жизни?
– Ответственность за безопасность лифта, правильную эксплуатацию, подбор обслуживающего персонала лежит на ТСЖ. Теперь обязательно необходимо иметь в штате специалиста по лифтам. Новые правила также предусматривают обязательную подачу данных в Ростехнадзор, в Вологде он расположен на улице Ударников, 17. Причем за безопасность отвечают владельцы, а значит, мы, собственники жилья. Из чего следует, что эксплуатация лифта станет еще дороже.
– Животрепещущая тема – замена лифта. Как поменять, кто должен это делать, сроки ремонта, кто отвечает, кто оплачивает, срок службы?
– Срок эксплуатации пассажирского лифта, расположенного в многоквартирном доме, не должен превышать 25 лет. После дальнейшая эксплуатация запрещена. Стоит лифт дорого: около одного миллиона руб­лей, плюс столько же за установку. ТСЖ должно организовать проверку лифтовых узлов, а после консультации специалистов подготовить предварительную смету для замены. Если жильцы приняли решение о самостоятельной замене лифта, они будут делать это за свой счет: в рамках капремонта. Но есть и федеральная программа капремонта лифтов, стоит постараться в нее попасть.
– Ну, хорошо, лифт пущен. Но, как и все механизмы, и машины, его ведь надо обслуживать.
– Обязательная процедура, касающаяся каждого подъемного механизма, – техническое обслуживание, оно касается и лифтов. Поскольку лифт «возит» людей, к нему предъявляются повышенные требования. Обслуживание лифта должно осуществляться жильцами домов и специализированными лифтовыми компаниями, экспертными организациями.
– А если человек застрянет в лифте?
– Раньше бывало, не получалось связываться с диспетчером, вот и искали номера телефонов на стенах. Теперь есть законодательно закрепленное требование для владельцев лифтового оборудования – обеспечить должную работу двусторонней переговорной связи. А когда срок службы лифта истечет, проводится обследование лифта. Еще одна обязанность для владельцев жильцов – хранить ключи от машинных, блочных, чердачных и других помещений, где размещено оборудование объекта. Выдавать ключи можно только квалифицированному персоналу. Посторонних людей пускать в такие помещения нельзя. А еще в таких помещениях нельзя хранить мебель, велосипеды и подобные вещи. В кабине лифта и на основном посадочном этаже необходимо размещать информацию о способе связи с аварийной службой и правила пользования объектом. Делать это можно различными способами, например, на стендах, в виде табличек или наклеек.
И немаловажное требование, о котором часто забывают: владелец лифта должен обеспечивать электричеством оборудование систем диспетчерского контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины не менее одного часа после прекращения подачи электричества.
– 5 июня 2018 года Госдума РФ приняла в первом чтении проект закона о штрафах за нарушения правил эксплуатации лифтов. Что в нем?
– Согласно этому документу, административный штраф на должностных лиц составляет от 2 до 5 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 до 40 тысяч рублей. Если же при этом была создана угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии, то штрафы увеличиваются для граждан до 3-5 тысяч рублей, для должностных лиц – до 30 тысяч рублей и для юрлиц – до 350 тысяч рублей с приостановлением деятельности до 90 суток.

Цифры и факты

— Упоминание о первом лифте обнаружено у Архимеда, который построил подъемный аппарат еще в 236 году до нашей эры. В Европе лифты появились в XVII веке — лифт Виндзорского замка в Великобритании. В США первая пассажирская кабина установлена в Нью-Йорке в 1857 году.
— В СССР развитие лифтостроения получило лишь в конце 1940-х годов. Освоено серийное производство типовых конструкций лифтов общего назначения и скоростных лифтов.
— В 1963 году было организовано Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам, которое разработало новую линейку пассажирских и грузовых лифтов, представленную 36 моделями и 62 исполнениями.
— В России в 2010 г. в лифтах погибли 2 человека, в 2011 г. — 4 человека, в 2012 г. — 1 человек, в 2013 г. — 12 человек, в 2014 г. — 14 человек. После наделения Ростехнадзора в 2014 году полномочиями по техрасследованию аварий на опасных объектах число аварий стало снижаться (в 2015 г. погибли 4 человека, в 2016 г. — 6).
— На ноябрь 2018 года в Вологде насчитывалось 1415 лифтов в 416 домах. При этом в 6-этажных домах и ниже — всего 20 лифтов. Лифты устанавливаются в 9-, 10-, 12- и 15-этажных многоквартирных домах.
— 350 вологодских лифтов работает в домах офисной застройки, больницах, торговых, административных зданиях.

Ирина Полетаева

Фото yandex.ru