Назад в будущее

№ 12 (594) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

Вологда утрачивает позиции не только в культурной, но и в транспортной сфере. Вологодский троллейбус, в позапрошлом году отметивший свой 40-летний юбилей,
в ближайшем будущем может оказаться на вечной стоянке.

Останки былой роскоши.

На минувшей неделе стало известно о прекращении движения троллейбусов по двум из трех остававшихся городских маршрутов: «первому» и «второму». На данный момент действует только маршрут №4, но и его закрытие, скорее всего, является лишь делом времени.
Как же мы дошли (точнее сказать, доехали) до жизни такой? Ведь еще каких-нибудь пять–шесть лет назад вопрос стоял не о ликвидации, а о развитии вологодского электротранспорта. В городе работал один из трех выживших российских заводов по производству троллейбусов, поставлявший свою продукцию в Вологду и Санкт-Петербург, Петрозаводск и Рыбинск, Екатеринбург и Рязань, Тирасполь и ряд других городов России и ближнего зарубежья. Вполне серьезно рассматривались варианты расширения и обновления местного троллейбусного парка за счет самых современных моделей, включая машины на автономном ходу, не нуждающиеся в контактной электрической сети.
Но жизнь, как принято говорить, внесла суровые коррективы. Далеко идущие планы развития троллейбуса были сначала отложены в долгий ящик, а потом и окончательно похоронены. На смену пришла быстрая деградация этой отрасли городского общественного транспорта. Один за другим отменялись маршруты. Подвижной состав ветшал, уже мало отличаясь по внешнему виду от раздолбанных автобусов частных перевозчиков. Интервалы движения неуклонно увеличивались, превращая троллейбус в редкого гостя на улицах областной столицы…
Почему же «забуксовал» вологодский троллейбус? Объективных и субъективных причин – больше чем достаточно. Здесь и легендарная российская волокита, вследствие которой государственное софинансирование программ обновления общественного транспорта постоянно выбивалось из ритма. Здесь и неподобающее качество городских дорог, приводящее к преждевременному износу троллейбусов. Здесь и анархия частников, «оседлавших» самые популярные маршруты и выбивающих из-под ног «Вологдаэлектротранса» экономическую основу его работы.
В последние годы ситуация вокруг вологодского троллейбуса усугубилась непоследовательной политикой муниципального руководства. С одной стороны, из здания на Каменном мосту неоднократно звучали заверения, что город не бросит троллейбус на произвол судьбы. С другой стороны, предпринимаемые меры явно не дали видимого эффекта.
«Переподчинение» троллейбусного парка путем его передачи из рук обанкротившейся частной компании «Вологдаэлектротранс» в руки предприятия «Трансвод», контролируемого муниципальной властью, успеха не имело. Финансовая картина деятельности новорожденного ООО по-прежнему напоминает знаменитое полотно Казимира Малевича «Черный квадрат»: никакого просвета в убыточном балансе. При этом техническое состояние троллейбусов ухудшается в ускоренном режиме. Что совсем неудивительно, если вспомнить нестареющую сентенцию баснописца Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Соучредителями ООО «Трансвод» изначально были два МУПа – «Вологдагорводоканал» и «Вологдагортеплосеть» (последняя летом прошлого года «дезертировала», оставив водоканал в гордом одиночестве). Есть подозрение, что в этих организациях разбираются в транспорте не лучше, чем я разбираюсь в ритуальных танцах африканского племени банту…
Как бы там ни было, мы с вами присутствуем при завершающем акте драмы, именуемой «Жизнь и смерть вологодского троллейбуса». Но под вопросом остается судьба имущественного комплекса, связанного с функционированием и обслуживанием троллейбусного движения в Вологде. Будет ли он разворован, останется ли памятником дремучей бесхозяйственности или все-таки попадет наконец-то в чьи-то дельные руки? Доживем – увидим.