Не терять контроля

№ 20 (560) Рубрика: Народовластие Автор: Андрей Ястребов

Еще в 2014 году Государственная Дума приняла представленный Президентом Путиным законопроект «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Главная цель документа – осуществление контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и организаций.

Автор закона об общественном контроле, член Общественной палаты РФ Владислав Гриб знакомит вологодских коллег с принятым нормативным актом.

Прежде всего правом такого контроля в регионах были наделены местные Общественные палаты. О работе Общественной палаты Вологодской области корреспондент «НВ» беседует с председателем межкомиссионной рабочей группы областной Общественной палаты Сергеем Томиловым (на снимке).
– Сергей Анатольевич, вначале пару слов о самой Общественной палате и ее структуре.
– Общественная палата – это организация, обеспечивающая взаимодействие граждан и общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления. ОП РФ была создана в 2005 году. В 2008 году был принят закон «Об Общественной палате Вологодской области». 2 мая 2016 года был сформирован новый, ныне действующий состав областной Общественной палаты.
Важно отметить, что решения Общественной палаты носят рекомендательный характер, принимаются в форме заключений, предложений и обращений. Члены палаты работают на общественных началах.
– Перейдем к теме общественного контроля. Как давно областная палата работает в этом направлении?
– Сравнительно недавно. Лишь в марте нынешнего года на заседании Совета палаты было принято решение создать Межкомиссионную рабочую группу по общественному контролю, и мне доверили функции ее руководителя. Цель нашей группы – разработка и реализация эффективных методик общественного контроля на территории Вологодской области.
– Как конкретно реализуется эта миссия? Кого именно вы проверяете?
– Задача любого государства – обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. Для этого необходима устойчивая обратная связь. Общественный контроль – как раз тот механизм, который позволяет обществу контролировать власть на этапах принятия и реализации решений, дает возможность оценить результат.
Есть закон об общественном контроле. В рамках этого закона объектом проверки является государство и его структуры. Мы, Общественная палата, по закону можем инициировать такие проверки.
Хочу сказать, чтобы было понятно: коммерческие структуры мы не можем контролировать. Это уже функции других органов – как государственных, так и общественных.
Сейчас наша комиссия изучает вопрос реализации государственного контракта, выделенного на содержание дорог местного назначения. Мы разрабатываем методику проверки расходования денежных средств и контроля над исполнением контракта в полном объеме. Но полную картину мы сможем получить, объединив общественный контроль с народным, то есть контролем граждан над количеством и качеством работ, выполняемых подрядчиком.
Поэтому любой житель Вологодской области, который видит, что дороги плохо чистят, содержат, некачественно проводят текущий ремонт, может сообщать в Общественную палату о фактах таких нарушений. Наша межкомиссионная группа будет фиксировать, обобщать эти факты и на основании их проводить все необходимые мероприятия по выявлению причин этих нарушений с предложениями устранения. Также мы можем обратиться в прокуратуру для принятия адекватных мер.
Проще говоря, наша главная задача – выявлять нарушения, после чего мы рекомендуем соответствующему государственному органу власти и управления внести коррективы в свою работу, исправить ошибки.
– А бюджет является объектом общественного контроля?
– Обязательно. Общественная палата Вологодской области контролирует формирование и расходование бюджета с 2015 года. Комиссии Общественной палаты рассматривают, изучают и обсуждают статьи проекта бюджета. После этого мы выносим соответствующие рекомендации, осуществляем мониторинг исполнения бюджета. Правительство области регулярно отчитывается, как идет исполнение бюджетных статей.
Главный вопрос на сегодня – уже упомянутое выше содержание дорог. Есть многочисленные просьбы вологжан держать это направление под особым вниманием. Мы этим вопросом начали заниматься сравнительно недавно, но уже есть понимание, что бюджетных средств, которые выделяются на содержание дорог в Вологодской области, явно недостаточно. И одна из наших рекомендаций при формировании бюджета на следующий год будет заключаться в том, чтобы найти возможность увеличить финансирование этой статьи расходов.
– Но это придется делать, скорее всего, за счет какой-то другой расходной статьи?
– Да, кошелек у нас один. Если мы на что-то выделяем средства, необходимо экономить на другом. Но здесь надо четко понимать, на чем недопустимо экономить, чтобы не ухудшалось качество жизни населения нашего региона.
– Что может стать поводом для общественного контроля?
– Мы реагируем на обращения граждан. К нам приходит много заявлений – как устных, так и письменных. Нередко они касаются одних и тех же вопросов, то есть проблема носит системный характер. Мы можем обратить внимание на статью в газете или пост в «ВКонтакте», где поднимается вопрос, вызвавший широкий общественный резонанс. С этой целью постоянно ведем мониторинг СМИ и соцсетей. Кроме того, мы активно взаимодействуем с районными Общественными советами.
Разумеется, члены Общественной палаты могут и самостоятельно выбрать предмет для общественного контроля, тем более что все они – компетентные и опытные специалисты в своих сферах деятельности.
– Какие направления работы кажутся вам наиболее перспективными?
– Мы заинтересовались проблемой переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, предоставления жилья детям-сиротам и другим «защищенным» категориям.
К сожалению, у нас при проектировании домов не всегда задаются вопросом: как там будут жить люди. Например, в Белозерске нет газа. Стоимость содержания квартиры там доходит до девяти тысяч рублей. Почему же там нужно строить дома из традиционного кирпича, а не по новым энерго­сберегающим технологиям, которые впоследствии позволят сэкономить на отоплении?
Само качество строительства также вызывает вопросы. Например, в Вологде в этом году выделено из бюджета около 12 миллионов рублей на ремонт недавно построенных домов. Такого быть не должно.
Все ожидают, что государственная программа по переселению из аварийного жилья будет продлена. И мы должны изучить все вопросы в этой сфере, чтобы впредь народные деньги не уходили в безвоздушное пространство…
Еще три темы, которые мы непременно возьмем на
свой контроль, – безопасность, здра­воохранение и образование. Проверим качество и доступность услуг в этих сферах. Это очень важно для каждого жителя области.