«Образ будущего страны»

№ 10 (592) Рубрика: Вологда и вологжане

Государственный инспектор технического надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Вологда Анастасия Шляпникова стала единственным сотрудником полиции – победителем Всероссийского литературного конкурса «Образ будущего страны». Настя представила эссе о социальных инновациях и молодежных инициативах, реализованных в Вологде за последние годы.

Анастасия Шляпникова с Александром Карелиным на церемонии награждения.

Знай наших

Беги, Настя, беги

Анастасии Шляпниковой 26 лет. В 2013 году она окончила юрфак ВоГУ. Выбор профессии был осознанным: служить в полиции. «С детства любила играть не в куклы, а в машинки, – признается офицер полиции. – Согласна, это нехарактерно для девочки, но именно так и было. Как-то уже в школе заявила родителям, что буду работать в автосалоне, потому что там продают автомобили. А еще со школьных лет люблю дисциплину и порядок. Когда училась в университете, практику проходила в органах внутренних дел. После окончания учебы никаких сомнений, куда идти работать, не было. А еще я в школе писала сказки и всегда много читала, и сейчас читаю, кстати, исключительно книги «настоящие», в твердом теплом переплете».
Жизнь у старшего лейтенанта полиции насыщенная. Помимо службы в органах внутренних дел девушка с пяти лет занимается хореографией и, несмотря на дефицит времени, внеплановые рейды, работу до полуночи, в любую свободную минуту бежит в танцевальный или тренажерный зал. Когда этот номер газеты готовился к печати, Настя уехала в Москву на очередной фестиваль.
«Мне очень нравится, какой активной жизнью живет молодежь в Вологде, сколько делает полезного для города. Взять хотя бы АРТобъекты «Активация», построенные молодыми архитекторами. Этот проект изменил к лучшему любимые пространства вологжан, при этом не потребовалось никаких затрат из бюджетов, все было сделано народными средствами и народными руками. Поэтому, когда был объявлен литературный конкурс, организатором которого выступил Общероссийский народный фронт, я решила, почему бы не рассказать об этом?» – говорит Настя.
Наше будущее
Участникам конкурса предлагалось в письменной форме поразмышлять о новых моделях в экономике и социальной сфере, которые могли бы изменить жизнь к лучшему. На победу в номинации «Эссе» претендовали более 6,5 тысячи человек со всей страны. Работы оценивали представители научного сообщества, деятели культуры России. В итоге вологжанка Анастасия Шляпникова вошла в число 50 победителей и стала единственным представителем российской полиции среди лауреатов.
В качестве поощрения за победу Анастасия Шляпникова получила приглашение на «Форум действий» ОНФ в Москве, где встретилась с Президентом Владимиром Путиным. «Именно таким я себе и представляла Президента России: сдержанный, лаконичный, грамотный и уверенный в себе, – делится Настя. – Он поддержал наши идеи и согласился с тем, что формировать человеческий потенциал необходимо с раннего детства и ни в коем случае не останавливаться в его развитии».
Анна Маслухина

«Наша Вологда» публикует победное эссе Анастасии Шляпниковой 

«Образ будущего страны» 

Будущее России – это ее люди. Это граждане Российской Федерации – носители огромного потенциала: творческого, научного, интеллектуального, духовного. Только на таком фундаменте должно строиться правовое, демократическое, сильное государство.
Люди, рационально мыслящие с самого рождения, могут создать свой собственный уникальный образ страны, которую хотят видеть.

Проект «Активация», принесший громкие победы не только молодым архитекторам, но и Анастасии Шляпниковой.

В Вологде однажды поставили эксперимент, предложив молодым студентам архитектурного факультета, еще не востребованным на рынке и никому не известным специалистам, придумать и спроектировать общественные пространства, какими они их видят. Будущие архитекторы спроектировали пять зон, разместив их там, где любит собираться молодежь и они сами. Эти зоны разместили у университета, в центре города, на берегах реки. Проект был сделан совершенно бесплатно, без привлечения бюджетных средств на чистом интересе и таланте студентов. Затем на помощь пришел бизнес – люди, которые живут в нашем городе и которым надоели стихийные свалки из пивных бутылок и мусора. Бизнес нашел строительный материал, а молодежь помогла трудовыми ресурсами. Через год этот проект стал известен во всей России. О нем писали популярные блогеры, его приводили в пример на молодежных форумах. Кстати, мусор исчез, потому что молодые люди хотели отдыхать в чистоте и комфорте, поэтому стали убирать за собой.
Это очень показательный пример того, как можно использовать человеческий потенциал и строить будущее наших городов, не привлекая без необходимости больших бюджетных средств.
Я уверена, что на первом месте в начале любого процесса стоит человек. Только от человека зависит, как в будущем будет сформировано национальное богатство страны.
Формировать человеческий капитал нужно с самого рождения, и для этого должны быть созданы институты, в которых концентрируется весь накопленный интеллектуальный опыт. Эти институты изначально должны инвестировать знания в человека, с самых ранних лет его жизни оказывать влияние на развитие и формирование способностей.
В составе человеческого капитала выделяют три группы способностей: физические, интеллектуальные и психологические. По моему мнению, под каждую из них должны быть созданы институты.
Первый с раннего детства прививал бы детям основы здорового образа жизни и повышал ответственность за собственное здоровье. Если человек приобретет эти привычки, то, во-первых, у наших врачей будет меньше работы, во-вторых, статистика выявления серьезных заболеваний на ранних стадиях резко возрастет, а затраты на лечение, наоборот, снизятся. В-третьих, увеличится продолжительность жизни и трудоспособности населения России. Кстати, только в этом случае вопрос о повышении трудового стажа для выхода на пенсию будет актуальным.
Институт развития интеллектуальных способностей человека – это по совокупности образование, культурное и духовно-нравственное воспитание. И оно тоже должно быть дано ребенку с детства, но, что очень важно, впоследствии объективно оцениваться. Я думаю, что такая форма оценки, как ЕГЭ, не вполне объективна, поскольку не дает понимания качества полученных знаний. Эта система защищает только от субъективности педагогов. Но это не значит, что от ЕГЭ нужно уйти в принципе, просто российским вузам было бы неплохо вернуться к вступительным экзаменам по профильным предметам и проанализировать качество знаний абитуриентов из разных регионов страны. Уверена – оно будет разным. Вот здесь и должен работать институт развития интеллектуальных способностей, который по результатам проведенного анализа сможет «поставить диагноз» качеству образования в конкретных регионах, направить туда дополнительные средства и специалистов для повышения уровня образования.
Возможно даже планово готовить специалистов в зависимости от ментальности каждого из регионов, ведь на территории нашей страны проживает более 190 национальностей, но сегодня это почему-то учитывается не везде, а, например, родной язык ряда народов в школах преподают не в рамках государственной образовательной программы, а на общественных началах.
Однажды, на третьем курсе юридического факультета я задала вопрос бывшей судье Вологодского областного суда, которая вела у нас предмет: «Можно ли предотвратить появление в обществе людей с психическими отклонениями, которых принято называть «маньяками», и спасти десятки жизней?» И судья с многолетним стажем работы ответила: «Уверена, что можно. Но только в том случае, если системно работать с детьми начнут еще в детском саду, определяя такие особенности, как, например, тип характера, темперамента. Параллельно необходима работа с родителями». К сожалению, такие функции, как воспитание личности, сейчас сняты с наших образовательных учреждений. И с детских садов, и со школ, а это неправильно. В СССР, наоборот, уделялось большое внимание именно нравственному развитию человека, его адаптации в обществе. Нужно вернуть воспитательные программы школе и детскому саду.
На создание такой системы уйдут годы. Но в результате будет сформировано здоровое, интеллектуально развитое, творческое общество. Мы получим высококвалифицированных специалистов в каждой отрасли, потому что в юности каждый будет делать осознанный выбор будущего рода занятий и совершенствовать свои навыки. Мы сами будем стремиться к повышению качества собственной жизни, а значит, и благосостояния всей страны. Производительность труда возрастет, будет снят вопрос о дефиците кадров, престиж любой профессии резко повысится, и та градация, которая существует сейчас, сотрется. Страна получит ресурс, равных которому нет в мире: солидарное, грамотное общество, которому не нужно объяснять, что такое: «Любить Родину». Как можно не любить то, что создал своими руками?