ОСАГО: бремя перемен

№ 16 (556) Рубрика: Постфактум Автор: Михаил Львов

28 апреля вступил в силу новый регламент исполнения закона об обязательном страховании автогражданской ответственности автомобилистов (ОСАГО). Достоинства и недостатки законодательного новшества оценивает наш эксперт в сфере страхования Нина Мяскова
(на снимке).

– Главное отличие нового регламента – преимущество натурального урегулирования перед денежным. Проще говоря, в рамках урегулирования страховых случаев страховщики будут отдавать предпочтение оплате ремонта поврежденного автомобиля, а не выплате страховой компенсации автомобилисту. 

Зачем это сделано? Не потому, что число страховых случаев резко возросло: статистика свидетельствует, что количество ДТП сокращается. Угроза пришла с другой стороны: юристы, занимающиеся делами по ОСАГО, буквально терроризируют страховые компании, вытряхивая из них не только затраты на ремонт, но и моральный вред, всякого рода неустойки и т. п. В некоторых случаях окончательный размер страховой выплаты возрастает в 4 раза от первоначального размера!  

Казалось бы, прямая оплата затрат на ремонт избавляет страховщиков от «юристов-террористов». Но в недрах новой системы кроется другая проблема: тарифы на ремонт. Дело в том, что расчет убытка идет по методике Банка России от 2014 года. Каждый, кто помнит, на сколько с тех пор выросли цены на автомобили и автозапчасти, без труда сообразит, что страховое покрытие по этим нормативам не устроит станции тех­обслуживания, и они будут отказываться от такого «подарка судьбы».  

С большой настороженностью встретили новшество и страховые компании. Учитывая состояние нашего автопарка, который ускоренно выходит из строя из-за жуткого качества дорог, страховщики опасаются, что в случае ДТП на них «под шумок» попытаются взгромоздить все расходы за износ транспорта.

Что мы имеем в итоге? Пока страховщики стали еще более осторожны в работе с ОСАГО и продолжают уменьшать объем «автогражданки» в портфеле своих услуг.