Отдам в хорошие руки

№ 19 (601) Рубрика: Сфера действий

В Вологде стартовал первый в регионе проект фудшеринга – обмена продуктами. Инициатором необычного стартапа выступил вологжанин Александр Леонов.

Чем богаты
Фудшеринг в переводе с английского буквально «food» (еда) и «sharing» (делиться). То есть это практически спасение еды. Необычный проект был впервые придуман и реализован в Берлине в 2012 году после того, как ООН заявила о том, что ежегодно около трети пищевых продуктов, производимых в мире, оказывается на помойке. Для примера, в одной берлинской булочной каждый день остаются непроданными порядка 50 килограммов хлеба. В результате именно в этом городе впервые в мире появилась официально зарегистрированная ассоциация фудшеринга, работающая за счет волонтеров. А сегодня проект превратился в настоящее движение и уже добрался до России.
Фудшеринг делится на две составляющие. Первая, когда люди через социальные сети обмениваются едой друг с другом. Вторая, когда ритейлерские сети, кафе, рестораны и непосредственно производители делятся информацией о ненужных продуктах.
Существует целый перечень организаций, которым ежедневно приходится выбрасывать на помойку качественную, свежую и вкусную еду.
В первую очередь это пекарни. Непроданные булочки и пирожные в качественной пекарне или кофейне никогда не выставляются в продажу на следующий день. Вторая группа – это гостиницы, постояльцы в которых, как правило, не съедают все выложенное к их услугам утром в буфете. Третья – это рестораны и столовые, где ежедневно остается большое количество приготовленной еды. В Европе эта еда выбрасывается, в России – идет в переработку. К четвертой группе относятся магазины, которые выбрасывают продукцию с истекшим сроком годности либо овощи и фрукты. Теоретически большую часть этих продуктов еще вполне можно употребить в пищу. И к пятой группе относятся сами потребители, те покупатели, которые купили продуктов больше, чем требуется.
Поэтому сама суть проекта фудшеринга – объединить все источники получения продуктов и тех, кто в них нуждается. Это необязательно могут быть люди с низким уровнем доходов, а вполне процветающие домохозяйства.

Резервный запас
В Россию движение по спасению продуктов просочилось два года назад. Пока оно работает на уровне частных лиц как аналог групп в социальных сетях «Отдам даром» или «Вологодская барахолка», когда люди отдают одежду, технику, книги. Только здесь речь идет о продуктах. Массовости явление пока не набрало. Сегодня в стране не больше 20 организаций, которые серьезно занимаются темой. В основном все они работают с пекарнями и булочными – их продукция быстро теряет товарный вид, но они все равно пригодны для использования.
14 июня такой проект в социальной сети стартовал и на территории Вологодской области.
«Еду можно отдать, если она не понравилась по вкусу или скоро закончится срок ее годности. Если еды слишком много или, например, случился праздник и остались продукты. Если вы сели на диету, а бабушка вдруг прислала 20 банок варенья, – рассказал инициатор фудшеринга в Вологде Александр Леонов. – На начальной стадии проекта – просто отдача продуктов или обмен между жителями, но затем в планах подключить торговые сети, а на это нужно время. Уже есть определенные договоренности с компанией «Макси». Цель проекта – волонтерская, для поддержания нуждающихся».
Пока в группе в социальной сети зарегистрирован 121 человек.
Сами продавцы еды рассказали «Нашей Вологде», что продукты действительно остаются, но вся еда просто выбрасывается.
«Мы утилизируем непроданный товар и продукцию с истекшим сроком годности. Так положено по закону, – рассказала «Нашей Вологде» представитель компании «Макси» Татьяна Шепелина. – Но не все. Часть отдаем в приюты бездомным животным».
«Мы тоже выбрасываем непроданную выпечку, – рассказали нашей газете в популярной кофейне «Все свои». – Но нечасто. Обычно все продается. Так что выбрасываем, может быть, раз в неделю. Наверно, мы были бы готовы принять участие в проекте, но дело в том, что мы не можем предсказать, когда и что и в каких количествах останется».

Приятного аппетита
А продукты вологжанам нужны. Судя по отчету Вологдастата за 2017 год, среднедушевой денежный доход населения Вологодской области составил 26 308 рублей в месяц, что на 3,8% ниже, чем в 2016 году. В то же время увеличилась доля расходов на покупку непродовольственных товаров с 34% в 2016 году до 35% в 2017 году при снижении доли расходов на питание. Еще вологжане стали больше расходовать средств на оплату услуг, доля увеличилась с 25 до 26%.
В структуре расходов на оплату услуг доля на оплату жилья и «коммуналки» составила 40%, на посещение концертов, театров и других культурных учреждений – 14%, на бытовые услуги – 9%, на услуги связи – 8%, на медицинские услуги – 8%, на услуги пассажирского транспорта – 7%.
Любопытно, что Вологдастат отметил такую закономерность: чем выше доля расходов на питание в структуре потребительских расходов, тем беднее домохозяйство. Так, у 20% населения с наименьшими доходами доля расходов на питание составила 48%, а в группе с максимальными доходами – 26%.
Добавим, что расходы на оплату коммунальных услуг в 2018 году вырастут в среднем на 4%. По традиции повышение произойдет уже с 1 июля. Кроме того, в понедельник,
18 июня, Правительство Вологодской области сообщило о повышении размера взносов в Фонд капитального ремонта жилья. С
1 июля для домов, не оборудованных лифтовым оборудованием, он составит 7 рублей 80 копеек с квадратного метра площади вместо нынешних
6 рублей 60 копеек. Для домов, оборудованных лифтами, плата составит 9 рублей 30 копеек. Предсказуемо, что, по итогам 2018 года, статистика признает: на продукты денег остается еще меньше.
На этом фоне Росстат на минувшей неделе сообщил, что вологжане увеличивают расходы на питание в ресторанах и кафе. С января по апрель этого года мы «проели» в точках общепита в общей сложности 2 миллиарда 368 миллионов рублей. По сравнению с тем же периодом прошлого года посещать рестораны жители Вологодской области стали чаще и оставлять в общепите на 6% от объема «семейного кошелька» больше.
То есть поесть мы любим. Даже если на это едва хватает средств.

Что у соседей
«Наша Вологда» связалась с одной из участниц проекта фудшеринга в Татарстане и спросила, как это работает на территории республики.
«Быстро, – рассказала нам девушка по имени Ирина. – Если у кого-то из людей остаются продукты, а они, например, уезжают в отпуск, нужно сразу, во-первых, резервировать, и, во-вторых, немедленно за ними приезжать. Сорвете заказ, в следующий раз вам просто могут его не отдать. Если мы говорим о работе с кафе или столовыми – та же самая схема: приезжать и забирать быстро и вовремя. Это мы зависим от них, а не они от нас».
В России самая большая сеть фудшеринга в Москве. В столице работает сотня волонтеров, чтобы собрать и раздать хорошую, но ненужную еду.
«Когда мы знакомимся с представителями супермаркетов и других крупных заведений, мы всегда говорим им о фудшеринге. Даже если мы не сможем сотрудничать сейчас, нам важно рассказывать о такой возможности, чтобы постепенно менять образ мышления, а самим – понимать риски бизнеса, чтобы работать над ними, – рассказали в группе «Фудшеринг Москва». – Одно из основных опасений: сотрудники могут специально снижать продажи, чтобы брать себе часть для дальнейшего сбыта. На днях мы запустили сотрудничество с новым магазином. Управляющая помогла нам договориться с руководством, так как сама уже очень давно помогает людям списанными продуктами. Разрешает она брать и сотрудникам. Почему она не боится воровства? Потому что сотрудники не хотят терять то, что имеют. Компании выгодны благополучные и мотивированные работники, невыгодны – текучка кадров и недоверие».
Будет ли это работать в Вологде – покажет время. Пока же мы привыкли делиться едой только с очень близкими друзьями или выбрасывать продукты в мусорное ведро.
Иван Глебов