Отдых под созвездием осла

№ 18 (558) Рубрика: Момент истины Автор: Ирина Деркач

Лето – долгожданная пора отпусков. Многие вологжане отправляются на отдых за границу. Они пользуются услугами когда хорошо известных, а когда случайных туроператоров – все зависит от обстоятельств. Но ни один вариант не гарантирует, что отпуск пройдет гладко.

Услуга не оказана
Вологжанка Наталья С. собралась вместе с четырехлетней дочкой в Турцию. Покупая в турагентстве пакетный тур, включающий перелет, проживание в отеле и питание на двоих, молодая женщина письменно отказалась от оплаты предложенной ей турагентом страховки от невыезда (она составляла около 3% от стоимости тура).
Но случилась неприятность: за три дня до вылета женщина попала в больницу. Муж пытался дозвониться до турагентства, в котором была приобретена путевка, но никто не брал трубку. Позже, когда турагент узнал от тур-оператора, что в забронированный номер в отеле никто не заселился, продавец все же связался с туристами, но вернуть деньги за сорвавшуюся поездку наотрез отказался.
Чтобы грамотно действовать в сложившейся ситуации, Наталья С. обратилась в Управление по защите прав граждан. Руководитель этой организации Мария Серкова подчеркнула, что право отказа от тура регулируется Законом «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта и ФЗ «Об основах туристской деятельности».
– При реально не оказанной услуге потребитель может претендовать на возврат денег за путевку, – пояснила Мария Серкова корреспонденту «НВ». – Болезнь туриста, подтвержденная документально, является одним из таких оснований.

Буква закона
По закону существуют два варианта решения этой проблемы: либо отказаться от договора, то есть отменить поездку вообще, либо потребовать изменения условий договора, чтобы, скажем, перенести поездку на другую дату.
– Претензии к качеству туристических услуг предъявляются заказчиком туроператору (или турагенту) в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со времени получения претензий, – комментирует Мария Серкова. – Если же турфирма отказывается возвращать деньги, а требования ваши правомерны, то следует обращаться в суд, что и сделала Наталья С.
В итоге по решению суда тур­агентство обязали выплатить в пользу потребителя 20 % от стоимости тура. Это справедливо, поскольку турфирма вправе удержать с туриста те расходы, которые она уже успела понести. Это может быть, в частности, плата за заказанные авиабилеты, страховку, бронь гостиницы и другие позиции, которые были предусмотрены договором. Без окон, без дверей
Сергей М. вместе с супругой через турагентство забронировал стандартный двухместный номер в одном из отелей Туниса. По приезде пару заселили в номер эконом-класса на минус первом этаже без окон, объяснив это тем, что других свободных мест в отеле нет в наличии.
К сожалению, Сергей сообщил об этом турагенту только по возвращении в Вологду, поэтому отдых был безнадежно испорчен…
– Если в отеле забронирован номер, не соответствующий договору, можно потребовать уменьшения цены или возмещения расходов по устранению выявленных недостатков, – говорит Мария Серкова. – Если же недостаток более существенный, то можно потребовать и полного возврата денег за путевку. Все претензии в таком случае надо предъявлять тур-агентству, которое, в свою очередь, вправе разбираться с туроператором.

Вот билет на балет…
Вологжанка Инна Р. решила путешествовать самостоятельно, еще за несколько месяцев до отпуска купив авиа- и железнодорожные билеты. Но буквально перед самым отъездом произошли форс-мажорные события, которые сделали выезд невозможным.
Женщина в срочном порядке поспешила на вокзал, чтобы сдать билеты. Но в авиакассе ей отказали, поскольку по условиям приобретения билет был невозвратный. Сдавая билет на поезд за шесть часов до отправления, Инна получила только половину стоимости проезда и сервисного обслуживания в пути следования…
В Управлении по защите прав граждан читателям «НВ» дали несколько советов, как поступать в подобных случаях неудачливым пассажирам.
Итак, потребитель имеет право на возвращение денежных средств в случае возврата билета в следующих случаях:
1. При возврате неиспользованного билета в железнодорожную билетную кассу на поезд дальнего следования пассажир имеет право:
– не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи;
– менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда, получить обратно средства в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание и иные платежи;
– менее чем за два часа до отправления поезда – получить обратно средства в размере стоимости билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание и иные платежи.
2. Имейте в виду, что сбор за резервирование мест в поездах дальнего следования в любом случае не возвращается. Не возвращаются и деньги за неиспользованные билеты для разовой поездки в поезде пригородного сообщения.
Что касается авиабилетов, то законодательством предусмотрены более конкретные случаи по возврату денежных средств. Стоимость авиабилета возвращается пассажиру в случае отказа от перелета в связи с его болезнью или болезнью (смертью) членов семьи, совместно с ним следующих на самолете, а также в связи с задержкой отправления самолета или иными действиями перевозчика, которые влекут неисполнение или ненадлежащее исполнение его обязательств перед пассажиром.
– Первые два обстоятельства должны быть подтверждены документально, к тому же необходимо уведомить об этом перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс, – советуют юристы. – Уплаченная стоимость авиационного билета за исключением суммы фактически понесенных перевозчиком расходов возвращается пассажиру в том случае, если договором воздушной перевозки предусмотрено условие о возврате пассажиру стоимости авиабилета. И если пассажир уведомил перевозчика об отказе от перелета не позднее, чем за 24 часа до окончания регистрации на данный рейс.
Чтобы ваш летний отпуск не стал затянувшейся пыткой, чтобы вместо романтического путешествия вы не оказались «под созвездием осла» (этот забавный художественный образ принадлежит перу великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса) – не теряйте бдительности.
Дорога есть дорога…