Перпетуум мобиле

№ 34 (574) Рубрика: Служба инфо Автор: Михаил Скляр

В нескончаемой ленте больших и малых новостей незаметно проскользнула информация, которая
в перспективе может круто переменить нашу жизнь.

Один из сотен тысяч «вечных двигателей», оказавшихся не вечными.

На минувшей неделе мировые агентства сообщили, что в Китае начаты секретные испытания принципиально нового двигателя, создающего тягу на бестопливной основе. Не будучи физиком, трудно понять, насколько реалистичен такой проект, но некий китайский ученый, на которого ссылается одна из английских газет, поясняет, что речь идет об устройстве, генерирующем микроволны, и резонаторе, накапливающем энергию волновых колебаний. Никакого топлива эта технологическая цепочка не предусматривает.
С одной стороны, попытки изобрести «перпетуум мобиле» (в переводе с латыни – вечный двигатель) не прекращаются уже несколько тысячелетий. Число всякого рода конструкций, претендовавших на этот статус, просто не поддается исчислению. Неслучайно Парижская академия наук еще в 1775 году прекратила принимать к рассмотрению новые версии вечного двигателя из-за невозможности их создания. И даже предприимчивые американцы, которые никогда не останавливаются на полпути, уже больше ста лет не выдают патентов на вечный двигатель, заведомо оценив всех соискателей как отпетых шарлатанов.
С другой стороны, еще в конце XIX века простейший автомобиль казался чудом из чудес, в начале XX века таким же образом воспринимались летательные аппараты, а в начале XXI века – интернет-технологии и мобильная телефония. Научно-технический прогресс не знает перерывов, и допустить можно все что угодно, не исключая китайское «перпетуум ноу-хау». А это значит, что через какое-то время (возможно, не столь продолжительное) наши главные природные богатства – нефть и газ – для начала резко упадут в цене, а в более отдаленном будущем и вовсе станут не нужны…
Впрочем, даже в том случае, если «китайское чудо» окажется «ковром-самолетом», который умеет летать без топлива только в сказках, нефтяная эра объективно клонится к закату. Даже по оптимистичным прогнозам при нынешнем уровне потребления нефти ее разведанных запасов хватит на 35–40 лет. А поскольку уровень потребления неуклонно растет, то и «момент истины» может наступить раньше.
Это только геофизический аспект. Есть еще и экологический. Бесконечный разогрев атмосферы на наших глазах превращается из сугубо теоретической опасности в смертельную угрозу для человечества. Катастрофические ураганы и землетрясения, наводнения и пожары умножаются количеством и качеством. А ведь именно использование углеводородного топлива считается первопричиной глобального потепления.
Другой фактор – большая политика. Развитые страны давно мечтают преодолеть зависимость от своих нефтедобывающих партнеров из Азии, Африки и Латинской Америки. А поскольку Россия, будучи страной европейской, пользуется на Западе ничуть не большей любовью, чем какая-нибудь Нигерия, то нас с вами это касается непосредственным образом. Именно стремление создать «экономику без углеводородов» вызывает к жизни технические проекты наподобие китайского.
Хотя по большому счету без нефти можно обойтись и в том случае, если наука бессильна создать вечный двигатель. В гитлеровской Германии, где своей нефти практически не было, а поставки из других стран затруднялись военными действиями, танки и самолеты двигались на топливе, произведенном из угля. И это лишь один из возможных вариантов. Сегодня бразильцы «гонят» бензин из сахарного тростника, австрийцы – из рапса, а японцы всерьез присматриваются к возможности производить моторное топливо из… обычной морской воды, извлекая энергию путем разрыва связей между атомами водорода и кислорода.
А насколько мы с вами готовы к экономике без нефти и газа? Право, не знаю. Посмотрите сами, что осталось от промышленного потенциала некогда развитого индустриального города Вологды. Часть предприятий закрыта вообще, часть резко снизила производство, часть переформатировалась в ремонтные мастерские или складские помещения.
Это наше безрадостное настоящее, причем пока еще с нефтью и газом. О будущем думать как-то страшновато…