Почему современные дети с трудом пересказывают прочитанное?

№ 02 (542) Рубрика: Час пик

Бывало ли так, что вы просите ребенка пересказать параграф, заданный на дом, а у него не получается? «А ты читал?» – спрашиваете вы. Ребенок послушно кивает головой и продолжает молчать...
И тут вам становится понятно, откуда берутся двойки и тройки в его дневнике. Так почему же современные дети с трудом воспроизводят прочитанное? Об этом нам расскажет автор книги «Скорочтение для детей»
Шамиль А

– Шамиль, чем для детей полезно умение повторить то, что они прочитали?
– Вы когда-нибудь задумывались над тем, каков для ребенка смысл большинства школьных предметов, где необходимо пересказывать текст? Это окружающий мир, история, география, биология, то есть больше половины предметов школьной программы. А если задуматься, их суть полностью упирается в процесс пересказывания. Но попробуйте сейчас вспомнить, какие основные реформы провел египетский фараон Тутанхамон («История древнего мира», 5 класс). Естественно, вы этого не помните, да это вам и не нужно. Порядка 99 % информации, полученной по школьной программе, никогда не пригодится, и это нормально.
– Так с какой целью ребенку хорошо учиться по этим предметам?
– Чтобы это понять, давайте разберем по шагам, как происходит процесс пересказывания у обычного ребенка:

Шаг 1. Читает параграф и пытается понять его.
Шаг 2. Представляет в своем воображении описанную информацию.
Шаг 3. Структурирует в голове полученную информацию, пропускает ее через себя, обогащая своими воспоминаниями и предыдущими знаниями.
Шаг 4. Своими словами передает эту информацию (когда собственных слов не хватает, обогащает словарный запас новыми).
Шаг 5. Выдает пересказ.
Фактически пересказ – это полноценный интеллектуальный продукт, плод умственного труда ребенка.
Во время пересказа он вырабатывает важные для жизни и учебы навыки:
•умение слушать и слышать;
•умение структурировать информацию в голове;
•умение правильно выражать свои мысли.
– Современные школьники пересказывают гораздо хуже, чем это делали мы, их родители. С чем это связано?
– Проблема в том, что у современных детей во многом атрофирована способность к аналитическому мышлению. Если раньше мы черпали информацию в основном из книг, обдумывая и анализируя прочитанное, то сейчас есть легкие и доступные источники информации (ТВ и Интернет). В чем их большой минус для формирования мышления ребенка? В том, что в этом случае в большинстве своем информация подается в легкоусвояемом формате: это видео или посты в социальных сетях (картинка и пара предложений). Вот тебе набор готовых мнений, выводов и позиций. Зачем формировать свое? Здесь не нужна никакая аналитика, ни к чему напрягать извилины.
– Как научить ребенка хорошо пересказывать?
– Ему нужно больше читать, а главное – понимать прочитанное. Поэтому на своих тренингах мы гарантируем не только увеличение скорости чтения, но и улучшение понимания. Ведь зачем быстро читать, если не понимать прочитанного?
На данный момент в Школе скорочтения в г. Вологда запущены курсы с интенсивностью посещения 2 раза в неделю в течение 5 недель. А именно:
• Обучение чтению по словам для детей 6-9 лет, читающих по слогам.
• Скорочтение для детей в различных возрастных категориях.

• Тренировка памяти и внимания с 11 лет (в этом курсе мы учим ребят структурировать свои мысли и пересказывать).
Мы прививаем ребенку навык, который будет работать на него всю жизнь.

Набор в группы января:

• Обучение чтению по словам
(6-9 лет) – 2 места.
• Скорочтение для детей 6-8 лет (группа выходного дня) – 1 место.
• Скорочтение для детей 9-12 лет – 2 места.
• Скорочтение для подростков
13-17 лет – 3 места.

Набор в группы февраля:

• Обучение чтению по словам (6-9 лет) – 4 места.
• Скорочтение для детей 6-8 лет.
• Скорочтение для детей 9-12 лет (группа выходного дня) – 4 места.
• Скорочтение для подростков
13-17 лет.

Шамиль Ахмадуллин психолог, автор методик ускоренного обучения, а также тренингов по скоро-чтению для детей и взрослых.

• Тел.: 8-911-501-72-25  • Адрес: г. Вологда, ул. Чехова, д. 25, офис  402 • Cайт: vologda.turboread.ru/lp/speedread/

ИП Гудкова А. В. ОГРНИП 316352500091779. На правах рекламы