Поезд милосердия

№ 16 (556) Рубрика: Жизнь и судьба Автор: Ирина Деркач

Знаменитый на всю Россию санитарный поезд «ВСП-312», спасший тысячи жизней, был сформирован в первые дни Великой Отечественной войны в Вологде. Уже 26 июня 1941 года этот «госпиталь на колесах» отправился на фронт.

Иду на грозу

…Военно-санитарный поезд уходил в очередной рейс. У входных дверей комсомольцы развесили плакаты «Почет и слава истребителям фашистского зверья!». Предстояло довезти раненых до тыловых госпиталей, создать им в пути наилучшие условия для выздоровления. Знал это не только начальник поезда, военный врач 2-го ранга Николай Прокопьевич Даничев, но и машинист поездной электростанции Иван Кузнецов, и старшая медицинская сестра Августа Шестиперова, и санитар Иванин, и все другие сотрудники санпоезда… 

Эшелон жизни, сформированный на Вологодском вагоноремонтном заводе, не только перевозил тысячи раненых, но и обеспечивал их попутное лечение, нередко просто спасая от смерти. В «ВСП-312» каждый вагон был профильным. Если купе для легкораненых напоминали обычные спальные вагоны поездов дальнего следования, а их медсестры – поездных проводниц, то специально оборудованные вагоны для тяжелораненых представляли собой послеоперационные больничные палаты. Причем буквально с каждым рейсом совершенствовалась методика ухода за больными и ранеными.

Сколько раз за этими зелеными вагонами с большими красными крестами неслись гитлеровские самолеты, сбрасывая на них свой смертоносный груз! Не единожды санпоезд попадал под бомбежку, и некоторые вагоны охватывало пламя. Команде приходилось одновременно тушить пожар и спасать раненых. У начальника поезда в специальном журнале с точностью были записаны эти страшные дни, часы и минуты… Так воссоздает драматические события того времени Михаил Гришенков в своем очерке, опубликованном в одной из городских газет. 

Все свое вожу с собой

Персонал военно-санитарного поезда практически полностью обеспечивал все нужды эшелона. В пути, пока не было поступления раненых, в поезде работали цеха, только без станков. Здесь все делали своими руками: шили верхнюю одежду и сапоги, чинили обувь и вещи, сушили грибы и ягоды, варили варенье, на крыше вагонов выращивали овощи и зелень. 

По данным Вологодского областного архива, в производственном отчете «ВСП-312» за 1942 год значится 46 наименований продукции. Например, изготовлено четыре тысячи кружек, тысяча пепельниц, сахарниц из простых консервных банок. Руководство поезда договорилось с директором одного крупного предприятия на Урале о передаче поезду отходов кожевенного производства. Санитары принимали в работу небольшие лоскуты, а сдавали на вещевой склад поезда добротно сшитые сапоги на всю команду. 

В столярно-малярном цехе поезда в том же 1942 году было изготовлено 50 шкафов, 16 аптечек, 50 щитов и другой необходимый инвентарь. 

В поезде было и свое подсобное хозяйство. В хвосте состава шел вагон-свинарник, по соседству кудахтали куры-несушки. Был также собственный портняжно-белошвейный цех, работники которого регулярно ремонтировали верхнюю одежду бойцов и командиров, шили форменные платья для персонала. В пути следования в прачечной стирали постельное белье, а на остановках полоскали его в открытых водоемах, затем сушили. 

Словом, поезд «ВСП-312» был своего рода автономией: он мог полноценно функционировать даже в длительном отрыве от баз снабжения. 

Даже во время простоев и порожних рейсов команда поезда не сидела без работы. Помогали колхозам по пути следования в уборке озимой ржи, льна. А в 1943 году личный состав «ВСП-312» собрал на нужды действующей армии более 45 тысяч рублей деньгами и облигациями госзайма. 

Ничто не забыто

Но самое главное – на счету военно-санитарного поезда множество спасенных жизней раненых бойцов и командиров. В годы войны
«ВСП-312» вывез с передовой, из прифронтовых санбатов и госпиталей около 25 тысяч человек. Как признание значительного вклада санпоезда в Победу в мае 1945-го коллектив был удостоен благодарности Верховного Главнокомандующего. «Передайте офицерскому, сержантскому, рядовому и вольнонаемному составу военно-санитарного поезда № 312  мой боевой привет и благодарность», – было написано в телеграмме за подписью генералиссимуса Иосифа Виссарионовича Сталина. 

Фотокопия этой телеграммы до сих пор хранится в архивах вагоноремонтного завода. А память о легендарном поезде милосердия в Вологде увековечена не только на заводе, где сегодня установлен вагон-музей из состава «ВСП-312», но и в Вологодском медицинском колледже. А рядом с этим учебным заведением шумит Роща памяти, добра и милосердия, высаженная ветеранами военно-санитарного поезда…