Полный провал

№ 18 (600) Рубрика: Проблема

Один из важнейших инфраструктурных объектов в Вологде – пешеходный мост, соединяющий две части города, остается в аварийном состоянии. Ремонт моста начнется не раньше июля, а завершить его обещают к сентябрю. Правда, обещанного, как известно, можно ждать очень долго. Ведь понтонная переправа, которую мэрия хотела временно установить для удобства вологжан, так и не появилась…

Фото severinform.ru

Достояние республики
Так назывался знаменитый двухсерийный приключенческий фильм режиссера Владимира Бычкова, который вышел на экраны в 1971 году. Одну из «главных ролей» в нем сыграл наш, вологодский, Красный мост, на тот момент еще деревянный.
Он был построен при губернском архитекторе Иваницком всего за год и открыт в 1847 году. Деревянное сооружение имело ферму, возвышавшуюся над мостом, и в отличие от многих подобных конструкций назначение ее отнюдь не было декоративным. Это была одна из несущих конструкций, удерживающих сооружение, поскольку мост был разделен на две части – для проезда гужевого транспорта и для пешеходов. Впоследствии деревянную переправу неоднократно ремонтировали и реконструировали. Одна из кардинальных реконструкций была произведена в 1918-1921 годах, когда по настилу проезжей части проложили водопроводную трубу.
В 1970 году Красный мост, отслужив больше 120 лет, был разобран, и 1971 году был построен пешеходный железобетонный мост длиной 100 метров. Официально он стал называться «пешеходный», но вологжане старое название не забыли. Даже частная картинная галерея со стороны Добролюбова так и называется «Красный мост».
Впервые о реконструкции пешеходного моста городские власти задумались в 2010 году. Количество автотранспорта в городе росло. Активно застраивались и микрорайоны в Заречной части. На двух основных путепроводах: «Мосту 800-летия» и «Октябрьском» все чаще стали собираться автомобильные пробки. Поэтому часть вологжан пересела на велосипеды, и пешеходный мост для многих стал самым доступным и легким способом попасть из одного района города в другой.
Город одновременно должен был решить две проблемы: построить третий транспортный мост и капитально отремонтировать пешеходный. И ту и другую начали решать с заказа проектно-сметной документации, чтобы оценить сумму инвестиций.

Секретное задание
«На самом деле реконструкция Красного моста была не просто реконструкцией, – рассказал «Нашей Вологде» малоизвестный факт бывший главный архитектор города Николай Майоров. – Это был проект, которого в Вологде никто и никогда не делал. Даже представить не мог, что это возможно».
По словам Николая Майорова, реконструкция пешеходного моста задумывалась одновременно с реконструкцией Набережной и переводом подведомственных учреждений Департамента здравоохранения (в частности Вологодский областной наркологический диспансер) в здание Центральной районной больницы.
«Идея была очень правильной – реконструировать пешеходный мост и сразу вписать его в историческую застройку, – поделился секретом с «Нашей Вологдой» Николай Майоров. – В зданиях бывших учреждений здравоохранения на Набережной расположить картинную галерею, полностью стилизовать пешеходный мост, сделать освещение, объединить входную группу пешеходного моста с площадью, где расположено историческое здание школы № 1. Вы думаете, почему так выглядит реконструированная в 2016 году Пречистенская набережная? Именно так, а никак иначе? Потому что она предназначалась для художников. Для их удобства. Чтобы можно было стоя на одном берегу писать мост и группу зданий напротив. Вот какой была идея. И все это в рамках туристского проекта «Насон-город». Что же касается Центральной районной больницы, то состоялась встреча на уровне Правительства области и даже был определен участок для строительства нового здания».
Тогда же, в 2010 году, был разработан проект на реконструкцию Красного моста стоимостью 90,5 миллиона рублей. Однако федеральный бюджет, поддержав туристский проект «Насон-город», на первом этапе его реализации выделил средства на реконструкцию Пречистенской набережной. Второй этап – мост, реконструкция и реставрация здания на Набережной VI Армии – так и не состоялся.

Надежды рухнули
11 мая этого года мост рухнул. Если точнее, обрушилась одна из плит у входной группы со стороны улицы Добролюбова. Она держалась буквально в воздухе. После обследования появилась информация, что при возведении моста в 1971 году под ней не был своевременно уложен слой гидроизоляции.
В Вологде немедленно была создана Комиссия по чрезвычайным ситуациям, переход по мосту закрыт.
17 мая городские власти посчитали расходы на ремонт: 51 миллион рублей. О том, чтобы вписать пешеходный мост в окружающую среду, сделать его не только инфраструктурным, но и туристическим объектом, речь уже даже не идет.
«Смета в 51 миллион рублей предполагает в первую очередь замену фундамента и опор входных групп, где сосредоточена главная проблема, – пояснил мэр Вологды Сергей Воропанов. – По итогу они будут полностью обновлены и выложены гранитной плиткой. Будет снято и обновлено покрытие по всей длине моста, уложена гидроизоляция, установлено новое ограждение. Планируется установка освещения и декоративной подсветки самой конструкции».
Временно дублером пешеходного моста должен был стать понтонный мост, который планировали взять в аренду в одной из воинских частей Ярославской области.

Денег нет, но вы держитесь
В мае Вологодская городская Дума постановила: выделить из бюджета города на ремонт Красного моста 20 миллионов рублей, остальные средства город планировал получить из бюджета области и… получил отказ.
Председатель Правительства Вологодской области Антон Кольцов в ответ на вопрос журналистов на пресс-конференции 1 июня заявил буквально следующее: «Мы и так достаточно помогаем. С городом идет нормальный диалог. Конкретно этот мост будет ремонтироваться за городские деньги».
Антон Кольцов добавил, что областной бюджет в этом году и так серьезно вложился в развитие объектов городской инфраструктуры. Например, на последнем Градсовете было принято решение о выделении 100 миллионов рублей на ремонт Октябрьского моста и пешеходной улицы Каменный мост.
А уже 5 июня стало известно, что никакого понтонного моста как дублера разрушавшегося старого – не будет, поскольку только на одну его установку необходимо около 1 миллиона рублей. Этих денег, как и средств на содержание переправы, в городской казне нет.
«К тому же требуется заключение договора водопользования и согласования по судоходству. Это занимает еще более длительный период. Предварительно, на все это может уйти больше месяца, – объяснил заместитель мэра Вологды Антон Мусихин. – Развертывание понтонной переправы, даже при получении согласования, займет от месяца до полутора. В то же время на проведение ремонта аварийных участков входных групп потребуется от одного до полутора месяца. Поэтому в настоящее время, учитывая все данные сроки, мы направляем все усилия на скорейшее заключение контракта. В последующем Администрацией города в рамках соответствующих полномочий будет оказываться содействие подрядной организации в решении вопросов, связанных с ремонтом моста».
В результате реальность такова: пешеходный мост закрыт, жители Заречья вынуждены ходить и ездить на велосипедах в обход. Входные группы с обеих сторон перехода через реку разобраны.
4 июня Администрация города объявила конкурс на первый этап ремонта Красного моста. Начальная цена аукциона – почти 18 миллионов рублей.
«Замена входных групп, разбор старых сооружений, очистка, подготовка опалубков, заливка, – перечисляет набор работ, вошедших в требования технического задания по ремонту моста, Антон Мусихин. – Начальная цена контракта 17 639 142 рубля сложилась из расчета реальной стоимости материалов и работ».
Победитель определится 25 июня, а все работы должны быть завершены до 1 сентября. Будут ли продолжены работы по реставрации в 2019 году – неизвестно. Ясно только одно – Красный мост в ближайшем будущем не попадет на видовые открытки нашего города как один из привлекательных архитектурных образов Вологды…
«НВ»