Поменяли шило на мыло…

№ 18 (600) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

Редкая новость принесла бы вологжанам больше удовольствия, чем смена гарантирующего областного поставщика электроэнергии: вместо руганой-переруганной компании «Вологдаэнергосбыт» эту ответственную миссию доверили компании «Вологдаэнерго». Как оказалось, рано радовались.

Момент истины наступил в начале июня, когда горожане получили от нового поставщика квитанции об оплате электроэнергии за май. Сказать, что некоторые потребители были неприятно удивлены суммами, фигурирующими в платежном документе, – слишком интеллигентная формулировка. К примеру, автор этих строк вместо обычных 600-700 рублей узрел в своем квиточке 3034 рубля
50 копеек.
Попытки разобраться с предъявителем грабительского счета во внесудебном порядке большого эффекта не имели. «Попка-дурак» женского пола, беседовавший со мной по ту сторону телефонной линии, упорно не воспринимал простейших доводов: никаких задолженностей перед предшественником «Вологдаэнерго» у абонента нет, все счета оплачивались в срок и в полном объеме.
Ответом был косноязычный лепет двоечника, которого заставили провести урок тригонометрии. В общих чертах диалог строился наподобие эпизода из фильма «Служебный роман»: «Новосельцев, вы платили?» – «Платил» – «Платили???» – «Платил!!!». После чего последовала путаная и многословная рекомендация: явиться непонятно когда и непонятно куда вместе с пакетом документов, доказывающих, что я есть я, а не какой-то безродный засланец, с какого-то перепугу плативший за свет вместо меня, и что этот самый я оплачивал именно электроэнергию, а не, для примера, проезд из Вологды в Сямжу на бла-бла-каре…
Понятное дело, что пресловутая презумпция невиновности, не обязывающая меня доказывать, что я ничем не провинился перед «Вологдаэнерго», была напрочь проигнорирована. Получается так: за ошибку в расчетах, допущенную либо прежним, либо нынешним гарантирующим поставщиком, рассчитываться должны не те, кто эту ошибку совершил, а те, кто и без того пострадал из-за чужой небрежности или махровой некомпетентности. И даже в том случае, если сверхнормативные деньги удастся вернуть, кто компенсирует потраченное впустую время и израсходованные нервные клетки (которые, как общеизвестно, не восстанавливаются)?
Да и насчет возврата несправедливо начисленных сумм – бабушка надвое сказала. Легко догадаться, что крупная компания по определению имеет фору перед частным лицом. Во-первых, на нее работает корпоративная юридическая служба, состоящая из многоопытных сутяжников. Во-вторых, она имеет «рабочие контакты» с надзорными и судебными органами. Бороться с такой машиной в гордом одиночестве тяжело и небезопасно: велик риск не только не обрести истину, но и утратить остатки веры в человечество.
Как быть? По моему убеждению, необходимо объединение гражданских сил. И не в рамках организаций по защите прав потребителей, многие из которых скомпрометировали себя соглашательством с «подопечными» структурами, а в рамках широкого общественного диалога, имеющего влияние на представительные и исполнительные органы власти, политические партии, средства массовой информации. Только широкому содружеству граждан под силу нанять толкового адвоката, который сможет на равных потягаться со штатными юристами крупной компании. Только подобное содружество сможет противопоставить административному ресурсу противника политический ресурс избирателей, который власть не может не брать в расчет…
Впрочем, несоразмерность сил при борьбе «одинокого волка» с компанией еще не означает, что такая борьба по определению обречена. «И невозможное возможно, // Дорога долгая легка», – утверждал Александр Блок. Главное – знать свои права и строго следовать «дорожной карте». Если вы сомневаетесь в правильности предъявляемых вам сумм, для начала напишите официальное письмо организации-поставщику. Если она не дала своевременный ответ или этот ответ вас не удовлетворил, обратитесь в Жилищную инспекцию. Если и на сей раз итог неутешителен – смело идите в прокуратуру. В подобных случаях это ведомство нередко встает на сторону потерпевшего. И это несложно понять: в прокуратуре работают обыкновенные люди, которые так же, как и мы с вами, платят деньги за электричество и другие коммунальные услуги…