Пять минут

№ 14 (639) Рубрика: Тема номера Автор: Марина Пантина

Чтобы ответить на звонок диспетчеру аварийной службы, отныне дается пять минут. Найти и устранить аварию теперь должны за полчаса. А войти в квартиру сантехник может лишь в бахилах. Новые правила действуют уже месяц, но до сих пор повергают в шок вологодских коммунальщиков.

– Мы третьи сутки сидим без воды!
– Нас соседи сверху заливают кипятком!
– У нас прорвало батарею!
– Две недели без горячей воды, сколько нам еще ждать?!
За сутки аварийно-диспетчерская служба управляющей компании получает от 50 и до сотни подобных обращений. В лучшем случае коммунальщики приезжают через полчаса и быстро устраняют аварию, но иногда людям приходится ждать часами, а то и сутками.
1 марта вступили в силу поправки, касающиеся работы аварийно-диспетчерских служб, обслуживающих жилой фонд. Теперь медлить управляющим компаниям или ТСЖ нельзя, все сроки реагирования и ликвидации строго прописаны в законе, а за несоблюдение – крупный штраф. Кроме того, УК и ТСЖ обязаны создать свою круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу или заключить договор с одной из организаций, предоставляющих такие услуги.
Диспетчер аварийной службы обязан ответить на телефонный звонок в течение пяти минут. Если собственник не дозвонился, то через 10 минут жильцу должны перезвонить и выяснить, что случилось. Еще как вариант допускается возможность оставить голосовое сообщение. Прослушать такое сообщение диспетчер должен максимум за 10 минут после поступления.
Скорость реакции
Но главное – новые поправки коснулись также сроков устранения аварий на сетях и работы аварийной бригады. Теперь сантехникам и слесарям необходимо найти и устранить аварию за полчаса, а полностью ликвидировать – за трое суток. Засоры в трубах, канализации или мусоропроводе сантехник обязан прочистить за два часа.
– Существует серьезная проблема, которая носит сезонный и погодный характер, – делится опасениями директор управляющей компании «Сокол» Александр Баженов. – Весной, во время таяния снега, и в дождливые летние дни значительно повышается нагрузка на систему водоотведения. У управляющей компании есть два часа, чтобы ликвидировать засор канализации, но это невозможно сделать без прочистки колодцев и трубопроводов. Конечно, мы прекрасно понимаем, что количество заявок в аварийно-диспетчерскую службу ресурсоснабжающей организации в такое время многократно увеличивается. И физически невозможно исполнить все заявки в столь короткий срок. Приоритет делается домам, где в подвальных помещениях расположены входные распределительные устройства. Позиция же контролирующих органов проста: есть подтопление – штраф. К административной ответственности привлекаются и ресурсники, и УК. Хотя непосредственной вины ни УК, ни ТСЖ в данном случае нет. Да и коллег-ресурсников тоже можно понять. Износ городских сетей большой, и ливневка не справляется. Поправки к закону приняли, но, как всегда, они не адаптированы под наши реалии и условия.
Нет слов
Ливневая канализация – одно из самых проблемных мест в Вологде. Ежегодно из-за ее отсутствия или ненадлежащего обслуживания в первую очередь затапливает цокольные этажи, где чаще всего расположены магазины и различные организации. Так, прошлым летом из-за засорившейся ливневки затопило цокольный этаж по адресу: ул. Щетинина, 7. Серьезно пострадали языковая школа и книжный магазин. У других арендаторов по этому адресу вода хлынула с потолка и замочила дорогостоящий товар. У книжного магазина волной из канализационной трубы снесло все книги с нижних полок, возмещать ущерб владельцам магазина пришлось через суд.
Прокомментировать ситуацию по нововведениям в МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» официально отказались, но неофициально отметили, что новый закон, скорее всего, никак их не касается и слышат о нем впервые (!).
Городская администрация по этому поводу тоже оказалась не готова говорить: наш запрос остался без ответа. Видимо, коммунальщики не верят в свои силы. С тем, что новые поправки по плечу ресурсо­снабжающим организациям, сомневается и начальник аварийно-диспетчерской службы АО «Вологдагортеплосеть» Андрей Просняков.
– Например, найти и устранить дефект на теплосетях за полчаса порой невозможно. Все наши коммуникации находятся под землей, бригаде необходимо время, чтобы обнаружить то место, где случился прорыв.
Мокрое дело Бобровых
Бобровым не повезло: прорвало стояк с горячей водой. Масштаб бедствия был внушительный, а его последствия печальны. Вызывать аварийку пришлось долгих 40 минут: никто не брал трубку. За это время мебель, техника, пол, стены, потолки – все пришло в негодность. Как жить дальше семье и где, было непонятно, а также – кто будет возмещать ущерб.
Откладывать дело с восстановлением квартиры Наталья Боброва не стала. В тот же день оставила заявку на составление акта о заливе квартиры. При осмотре главный инженер УК отказался вносить поврежденное имущество в акт, считая, что вины компании в прорыве нет. А обои у окна, по его мнению, можно вообще не менять, там все равно их не видно за закрытыми шторами, и вообще «в квартире живут нерадивые хозяева, кругом грязь, сырость и бардак».
В итоге ущерб семейства, по мнению спецов УК, составил всего лишь 9000 рублей. А вот независимый оценщик, нанятый Натальей, не согласился с этим выводом и оценил повреждение жилища на сумму 122 048 рублей.
– В ходе судебных заседаний была проведена экспертиза по определению стоимости ущерба по инициативе ответчика, – рассказывает юрист МОО «Управление по защите прав граждан и потребителей» Мария Серкова. – В результате исковые требования истца суд постановил удовлетворить частично. С управляющей компании в пользу Бобровых была взыскана сумма – 116 890 рублей 40 коп., а также УК оплатила расходы на проведение оценки – 4500 руб­лей, компенсацию морального вреда – 1000 рублей, госпошлину – 4031 рубль, штраф в размере 20 000 рублей. Любая коммунальная авария в квартире – это всегда неприятно, и раньше заложниками ситуации оставались собственники жилья или помещений. Приходилось долгие месяцы выяснять через суд вину управляющих и обслуживающих компаний, как и когда была устранена авария. Надеюсь, с новыми поправками все будет проще и быстрее. Сроки реагирования аварийной службы и устранения аварий теперь строго регламентированы, появилась ясность, как взаимодействовать с коммунальщиками.
Не готовы
В ТСЖ тоже испытывают немало трудностей с этими нововведениями, хотя работа по подготовке началась еще в прошлом году. Одним товариществам потребовалось создание аварийно-диспетчерских служб, другие выбрали работать по договору с обслуживающими организациями.
– Во-первых, требования к выезду сантехников сейчас регламентированы поминутно, все строго и подотчетно, – рассказывает председатель Вологодской ассоциации ТСЖ Николай Иванов. – Но не каждый сантехник-пенсионер, работающий по договору с ТСЖ, сможет успеть обслужить все заявки в строго указанные сроки. А если авария случилась ночью? Возьмет ли он трубку, сразу ответит на заявку? Штрафы большие сейчас за нарушение сроков устранения аварий. Поэтому мы советуем всем ТСЖ заключать договора с организациями, которые предоставляют услуги аварийно-диспетчерских служб. Они работают быстро и слаженно. В каждом районе несколько сотрудников обслуживают дома, они приезжают на вызов в любое время дня и ночи. Я живу на Ильюшина, а наш сантехник на Гагарина, он к нам за две минуты придет, случись авария. Некоторые нововведения оказались затратными для ТСЖ, например запись разговоров. Если председатели начали подготовку заранее, то это не стало для них потрясением.
Аварийный дресс-код
Новые поправки в законе коснулись и внешнего вида сантехников, слесарей и электриков. Теперь каждый из них обязан иметь при себе бейджик или нашивку с указанием имени, специальности и названия организации, а также не забыть надеть бахилы (!) при входе в квартиру собственника.
– Поправки, касающиеся бейджика, бахил и знаков отличия, на мой взгляд, формальные, не думаю, что их все соблюдают, но если кто-то из жильцов вздумает придраться к этому и обратится с жалобой в жилинспекцию, то штрафа не избежать. Могут и лицензии лишить за это, – подчеркнул председатель Вологодской ассоциации ТСЖ Николай Иванов.
Директор ООО «СанТехПромМонтаж» Александр Прохоров также удивлен жестким требованиям, касающимся бахил и бейджиков. Куда важнее устранить аварию, где каждая минута дорога, чем разглядывать сантехника и искать на нем знаки отличия, считает Александр:
– Не знаю, для чего бахилы, – удивляется он, – все наши сантехники заходят в квартиру и обувь снимают. Сотрудники у нас всегда трезвые, чистые, на вызов приезжают на своих автомобилях, им точно некогда пить. И все нововведения, которые появились этой весной, ввели три года назад. Жители звонят диспетчеру, он фиксирует в журнале время, кто обратился, какой сантехник к людям уехал. Запись разговоров тоже есть, но мы записываем только входящие звонки.
Закон суров
Наказание за несоблюдение новых требований для УК и ТСЖ действительно установлено серьезное. Должностным лицам в УК грозит штраф от 50 до 100 тыс. рублей или лишение лицензии. Юридические лица в случае выявления нарушений заплатят от 250 до 300 тыс. руб­лей. Для ТСЖ штрафы установлены меньше – от 4 до 5 тыс. рублей для должностных лиц и от 40 до 50 тыс. рублей – для юридических.
Марина Пантина

Фото yandex.ru