Реанимация для «Скорой»

№ 38 (620) Рубрика: Будь здоров! Автор: Анна Маслухина

Бюджет центральных районных больниц в глубинке не справляется с содержанием машин «Скорой». В ряде районов Вологодской области расходы на транспортные услуги превысили бюджет в 1,8 раза.

Департамент здравоохранения Вологодской области не исключает, что может отказаться от продления договора с частной компанией из Санкт-Петербурга, которая занимается перевозкой бригад «Скорой» в регионе.
– Главные врачи учреждений выражают свое мнение, что за счет разницы в стоимости содержания машин скорой помощи до введения аутсорсинга и оплаты экипажей в настоящее время они сами имели бы возможность ежегодного приобретения машин скорой медицинской помощи, то есть идея экономии на автотранспорте в случае аутсорсинга не срабатывает, – говорит председатель Вологодской областной организации Профсоюза работников здравоохранения Татьяна Быкова.
«Наша Вологда» попыталась разобраться, кто работает на рынке в Вологодской области и что с этого получают пациенты, больницы и частные компании.
Спасение утопающих
Итак, с чего все началось? Со статистики. По данным на 2014 год, дефицит автомобилей скорой помощи в стране оценивался в семь тысяч единиц, стоимость которых при прямой покупке составила бы 15 миллиардов рублей.
Решить проблему дефицита предложило федеральное «Агентство инвестиций в социальную сферу» (АИСС). Так было создано ООО «Эффективная система здравоохранения». Эта компания брала на себя расходы на зарплату водителей и механиков, покупку бензина и моторного масла, оплату коммунальных услуг, амортизацию и приобретение новых автомобилей.
На первом этапе реализации программы были задействованы Вологодская и Череповецкая станции скорой медицинской помощи. По итогам аукциона с ООО «Эффективная система здравоохранения» заключены договоры на оказание транспортных услуг. Работа 12 автомобилей «Скорой» в Вологде стоила 86 миллионов рублей, в Череповце за восемь автомобилей коммерсанты взяли 57 миллионов рублей.
– Это средства фонда ОМС, – поясняет и. о. начальника Департамента здравоохранения Вологодской области Сергей Бутаков. – За каждый вызов пациента станции «Скорой» или районной ЦРБ платит фонд. Есть нормативы, расчеты. Они определены на законодательном уровне.
Но эти тарифы разные. Например, за оказание помощи по месту вызова – тариф один, а за оказание высокотехнологичной помощи – другой.
– Оператор предоставляет услугу на наших условиях, – пояснил «Нашей Вологде» главный врач станции «Скорой помощи» Юрий Маркевич. – То есть новый, полностью оборудованный автомобиль. Удобство этой системы работы заключается в том, что нам не нужно было думать ни о чем. Все эти затраты уже входили в сумму договора. Нам просто по требованию предоставляется чистый, технически исправный автомобиль с водителем.
На первом этапе было обновлено 30% парка «Скорой помощи». На втором этапе реализации программы область таким же образом получила еще 40 автомобилей: 16 – для Вологды и 24 – для Череповца.
Собственником всех автомобилей является ООО «Эффективные системы здравоохранения» – компания, зарегистрированная в Санкт-Петербурге. Региональным больницам и станциям «Скорой помощи» эти машины не принадлежат. В нашем регионе за три года услуги компании обошлись в 253 миллиона рублей.
Кто есть кто
Напомним, к числу инициаторов нововведения принадлежит федеральное «Агентство инвестиций в социальную сферу» (АИСС). По данным открытой системы анализа рынков «Руспрофайл», среди его учредителей очень интересные персоны: Владислав Барышников, который одновременно является заместителем гендиректора ПАО «Газпром нефть», и Натан Винер – сын тренера по гимнастике Ирины Винер-Усмановой, жены миллиардера Алишера Усманова.
А в наблюдательном совете этой организации – такие известные люди, как, например, министр транспорта РФ, первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ, заместитель министра промышленности и торговли РФ. То есть АИСС – структура достаточно серьезная.
В 2013 году АИСС взяло на себя труд привлечь коммерческие структуры к оказанию транспортных услуг для скорой медицинской помощи по всей России. Были нужны инвесторы, готовые предоставить машины и перевести водителей и механиков медицинских гаражей в штат этих фирм. Так, оператором системы и выступило ООО «Эффективная система здравоохранения». По информации открытой базы данных «Руспрофайл», эта компания на 100% принадлежит Михаилу Владиславовичу Барышникову, по всей видимости, сыну одного из учредителей АИСС Владиславу Барышникову, о котором мы упоминали выше.
С 2013 по 2017 год договоры с АИСС заключили Вологодская, Архангельская, Кировская, Ленинградская области, Пермский край, Чувашия, Марий-Эл и Калмыкия. Вологодская область стала первой, кто подписал этот документ в 2013 году. И пользу от сотрудничества отмечали многие.
– По результатам реализации проекта среднее время ожидания бригады скорой медицинской помощи сократилось на 1,6 минуты, уровень заработной платы водителей вырос на 1,4%, общее количество дежурных бригад на территории региона составляет 125 единиц, – о таких преимуществах нововведения сообщает журнал «Обязательное медицинское страхование».
Быть или не быть?
Так в чем же дело? Если новая система аутсорсинга работает настолько эффективно, больных вологжан перевозят на новых автомобилях, увеличивается количество медицинских бригад, а с глав больниц сняты обязанности по содержанию санитарного гаража, то почему встал вопрос о продолжении сотрудничества? А он встал. Как стало известно «Нашей Вологде», 20 ноября в Департаменте здравоохранения прошло совещание, на котором обсуждалось, стоит ли продолжать работу с ООО «Эффективная система здравоохранения».
Соглашения о сотрудничестве с частной структурой были заключены Сокольской ЦРБ, Грязовецкой ЦРБ, Шекснинской ЦРБ. А вот руководитель Кирилловской ЦРБ от услуг ООО «Эффективная система здравоохранения» отказался.
– Это невыгодно, таких денег просто нет, – прокомментировал нашей газете главный врач медицинского учреждения Андрей Смирнов.
Кирилловской ЦРБ предлагалось заключить контракт с ООО «Эффективная система здравоохранения» на сумму почти в 20 млн рублей сроком на три года (с 2015 по 2017). Стоимость одного часа была определена в 315 рублей. При этом речь, повторяем, идет не о покупке автомашины, а об услуге.
Путем недолгих поисков в интернете любому непросвещенному человеку станет понятно, что купить свой собственный автомобиль больнице будет выгодней.
– В районах проблема потому, что там мало вызовов, – поясняет и. о. начальника Департамента здравоохранения Вологодской области Сергей Бутаков. – Оператор же обязуется в любой час и день предоставить автомобиль. Но он может и не потребоваться. То есть если в Вологде и Череповце автомобили всегда на вызовах, то в районах с населением в 10 тысяч человек вызовов может быть по три в сутки и меньше.
Получается, что денег на покупку автомобилей «Скорых» у районных ЦРБ нет и денег на аутсорсинг и покупку услуг сторонней организации нет тоже. Между тем парк «Скорых» изношен и действительно требует замены.
– Мы запросили все данные по системе у глав ЦРБ и главных врачей станций «Скорой помощи», будем анализировать, делать выводы, считать эффективность расходования средств, – сообщил Сергей Бутаков.
Правда, не все главные врачи районных больниц недовольны аутсорсингом.
– Я не могу сказать, что все это неэффективно, – говорит главный врач Шекснинской ЦРБ Евгений Рузанов. – Работает. Вопросы есть, но решаются в рабочем порядке.
Ситуация осложняется еще и бесконечными судебными процессами. Из решений Арбитражного суда Вологодской области следует, что оператор задерживает плату за аренду гаражей, несвоевременно рассчитывается за услуги медицинского осмотра водителей. Эти вопросы тоже решаются, и деньги в результате возвращаются, но с задержкой после судебных решений.
В любом случае, быть ли в Вологодской области новой системе оказания услуг «Скорой», будет ясно в 2019 году, когда у медицинских учреждений закончатся договоры.
Анна Маслухина
Фото yandex.ru