Рекламный беспредел

№ 29 (611) Рубрика: Больной вопрос

Знает ли обычный вологжанин такие слова: «пилларс», «хорека, «ситиборд», «брандмауэрное панно»? Для многих это абракадабра, а между тем ежедневно их видят на улицах Вологды, ведь все это – названия различных рекламных конструкций и вывесок, обильно украшающих город. Хотя украшающих ли?

Реклама как искусство
В 1988 году известный вологодский художник-монументалист Генрих Асафов получил интересный заказ от одной крупной государственной конторы – Госстраха. Вологодский филиал решил увековечить себя в мозаике. Асафову заказали огромное – 8х8 – мозаичное полотно из смальты (вековина!), чтобы наконец-то решить вопрос с постоянной заменой прежнего рекламного щита.
Когда художник рассказал домашним о заказе, жена поначалу пришла в ужас: «Докатился! Рекламу делать будешь!» Но Асафов твердо сказал, что сделает из рекламы произведение искусства.
Когда он представил свой проект в горсовете, большинство его членов воспротивилось: как это – в самом историческом центре города (изначально планировали разместить панно на торце пятиэтажки на Батюшкова, 9, выходящем к универмагу) и вдруг появится яркая мозаика-реклама! Асафову пришлось искать другое место для своего панно – подальше от центра.
Место нашлось: мозаику «Госстрах. На страже ваших интересов» разместили на ул. Ленинградской, 75а. И по сей день художественная реклама советского страхования видна с дороги.
К моменту завершения мозаики «Госстрах» уже успел переименоваться в «Росстрах», но Генрих Асафов не стал переделывать уже законченную работу. Мозаика была смонтирована на стену и зажила своей жизнью, а страна зажила своей.
Билборд на каждые 200 метров
С тех пор много воды утекло. На торце дома, соседствующего с универмагом, сейчас красуется совсем другое панно, призывающее вологодских бизнесменов открывать выгодный счет под 0%. Реклама, конечно, не из смальты и без художественных изысков. Зачем церемониться? В такой Вологде мы живем сейчас.
– Согласно схеме под рекламные конструкции на территории города предусмотрено 576 мест, – рассказали нам в Департаменте градостроительства города Вологды. Если учесть, что площадь Вологды чуть больше ста квадратных километров, то на каждые 200 метров города должен стоять билборд. И это еще – законный, утвержденный. А сколько стоит «левых», просроченных, неучтенных, которые городская администрация предписала снести, а они продолжают стоять.
– Я много работаю с туристами и скажу честно, иногородние туристы приходят в шок от вида и количества рекламы и ужасных вывесок на улицах нашего города, – рассказала экскурсовод Екатерина Хоботова. – Как правило, отзывы о Вологде идут у них в такой последовательности: «Ах, какие у вас дома! (Имеются в виду сохранившиеся деревянные памятники истории и культуры). Ах, какие у вас храмы! Ох, какие у вас вывески…» – последнее, сами понимаете, произносится уже совершенно с другими интонациями. И я всегда чувствую неловкость и даже какую-то свою вину за внешний облик моего родного города, за который мне становится стыдно.
Виноват закон?
Простые жители города, наверное, не видят особой разницы между наружной рекламой и вывесками. Хотя разница есть, потому что вывеска – вещь обязательная, так как по закону «О защите прав потребителей» организация или учреждение обязано донести до потребителя свое наименование, местонахождение и режим работы. А вот реклама – дело добровольное, и здесь уже ты можешь давать волю своей фантазии в том, что ты хочешь донести «городу и миру».
Другое дело, что и в обязательных вывесках предприниматели разворачиваются, что называется, на всю катушку. Вологодский апогей вывесочной анархии – торговый центр «Оскар» на Ленинградской, 81.
– Это просто какой-то Шанхай в худшем смысле этого слова, – говорит руководитель комитета по рекламе Вологодской Торгово-промышленной палаты, предприниматель Мария Перетягина, имеющая собственную рекламную студию. – Я в свое время занималась этим вопросом, пыталась разобраться, почему так происходит. А проблема, в общем-то, в нашем российском законодательстве. По закону каждый предприниматель должен иметь вывеску. Но какую, какого размера и содержания – в законе этого, разумеется, нет. Вот и делают кто во что горазд, сообразуясь со своим вкусом, кошельком и амбициями – а ведь у всех они разные. Поэтому и смотрится это крайне провинциально, кричаще, неэстетично.
Мой забор, что хочу, то и вешаю
Еще одна проблема – в собственниках строений.
– Собственник со своим имуществом вообще может делать все что захочет, это тоже российское законодательство, – продолжает Мария Перетягина. – Если, скажем, к владельцу участка, обнесенного забором, приходит фирма и говорит: хочу разместить на вашем заборе рекламу за 40 тысяч, – кто откажется? А что на это смотреть невозможно, мало кого волнует. И образуются такие места в Вологде, как, скажем, на углу Петина-Ленинградской, или на углу Зосимовской при въезде на мост 800-летия, или напротив ТЦ «РИО» – когда все заборы буквально уляпаны рекламой. То же самое с вывесками: если собственник сдает пустующее помещение в аренду, он согласится с любой вывеской, которую захочет повесить арендатор. И даже если эти вывески или реклама будут выглядеть убого, с этим ничего поделать нельзя: собственник так решил.
– В случае с заборами – это, действительно, частная собственность, – подхватывает тему главный инспектор службы по наружной рекламе Департамента градостроительства Администрации города Вологды Алена Першонкова, – но собственники все равно обязаны обратиться в администрацию города за разрешением на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Однако в подавляющем большинстве случаев этого не происходит, потому что все знают, что разрешения вешать рекламу на заборах и ограждениях мы практически никогда не выдаем. Так что эта реклама – незаконная, и администрация города принимает меры по ее принудительному демонтажу. Но мы-то как раз действуем в рамках закона: публикуем уведомление на официальном сайте администрации, ждем отклика собственника конструкций, затем, если не дождались, определяем порядок демонтажа в рамках выделенных бюджетных средств – естественно, все это происходит не так быстро, как хотелось бы.
Что касается вывесок, говорят в департаменте, картина следующая: сейчас в Вологде разрабатываются паспорта фасадов домов, где указывается, как и где можно размещать информационные конструкции. Процесс этот долгий, пока сделано около 400 таких паспортов, в основном для исторической части города. Если паспорт не разработан, установка вывесок регламентируется «Правилами благоустройства».
– Мы ежемесячно привлекаем собственников информационных конструкций и вывесок, которые размещены с нарушением требований правил благоустройства, к административной ответственности, – говорит Алена Першонкова. – Но бизнесмену проще отделаться незначительным штрафом – от 500 до 1000 рублей – и оставить свою вывеску, что они и делают.
Москва нам не указ
А в других городах что же? Нашло же выход Правительство Москвы – заказало дизайнерской студии Артемия Лебедева создать дизайн-код центральных улиц столицы. Для тех, кто не в курсе, дизайн-код – это свод правил и рекомендаций: как должны выглядеть фасады зданий, элементы освещения, уличная мебель, а особенно – вывески и реклама, которыми обычно хаотично завешаны здания в российских городах. Чистят фасады от визуального шума, приводят к общему знаменателю вывески.
– В Вологде такое невозможно, во всяком случае в ближайшее время, – считает Мария Перетягина. – Я собирала по этому поводу наших производителей рекламы, мы с ними разговаривали и, в принципе, готовы были даже разработать какой-то единый стиль, дизайн-код для города – причем бесплатно! Но поняли, что даже если сделаем это, то внедрить его в жизнь будет невозможно. Представьте предпринимателя, который сделал вывеску, потратился, повесил (а они есть очень и очень недешевые!) – и вдруг ему скажут: а ну-ка, снимай, она не вписывается в концепцию. С чего он будет ее менять и тратиться на новую? Ведь он вешал ее на законных основаниях. Если бы, конечно, администрация города взяла на себя часть затрат на это, может, и могло бы что-то получиться.
Но то, что администрация города, в котором рушится мост за мостом и нет денег на их восстановление, вдруг захочет за свой счет сменить все вывески в городе, выглядит, конечно, утопично…
«Черкизон» жив
– Боролись-боролись городские власти с наружной рекламой – и доборолись, – пишет на своей странице в Фейсбуке музыкант Сергей Непряхин. – Нате вам, получите. Чистый, беспримесный ужас на старинном здании в центре Любимого Города. А там люди ходят каждый день мимо, и глазам больно.
Это о вывесках, которые с недавних пор «украшают» собой новое здание северо-западного института Московской юракадемии на ул. Марии Ульяновой, 18. И пост музыканта продолжили похожие комментарии. Новые вывески, очевидно, грубо перечат старинной архитектуре. И это яркий пример – в Вологде рекламный беспредел еще надолго: огромные рекламные щиты, из-за которых не видно неба, растяжки, порванными тряпками висящие после ураганов, заклеенные заборы и остановки, уродливые, аляповатые вывески на домах и торговых центрах, плюс «незаконные конструкции», время от времени демонтирующиеся администрацией города, но продолжающие вылезать, как грибы после дождя, из-за каждого куста. Времена «черкизона» прошли только для Москвы: Вологда продолжает жить в 90-х.
Антонина Иванова
Фото автора