Ромашки спрятались, поникли лютики…

№ 15 (597) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

История проекта «Цветущий город» доказывает, что к хорошему привыкаешь быстро, но к плохому – еще быстрее.

Без малого девять лет назад Вологда стала экспериментальной площадкой для самого красочного социального проекта.
Характерно, что на календаре был именно 2009 год – один из труднейших в современной российской истории. Четырехкратное падение цен на нефть и газ привело нашу страну к острому бюджетному кризису, когда приходилось экономить буквально на всем. Финансирование большинства инвестиционных программ с государственным участием сокращалось вплоть до полного замораживания, а социальные программы поддерживались «на плаву» только за счет быстро тающих резервных фондов.
Казалось бы, какие могут быть «лютики-цветочки у меня в садочке» в такой тяжелой ситуации? Тут уж, как говорится, не до жиру – быть бы живу. Тем не менее даже в тот критический момент руководство Вологды не принесло «Цветущий город» в жертву. И не потому, что разучилось считать, а потому, что при решении социально-экономических задач тривиальная арифметика не всегда подходит. В этой сфере, сэкономив один рубль, можно потерять два, а то и десять.
Начнем с того, что нельзя всерьез говорить о развитии иностранного и внутреннего туризма, не избавив Вологду от репутации серого и тусклого захолустного города. К слову, это вопрос не только эстетического, но и физиологического свойства. Неспроста практически каждый северянин мечтает стать южанином: одноцветная тундра является комфортной средой для оленей и собак, но не для людей. А уж если суждено жить в северных широтах, то люди не жалеют красок, чтобы задать жару всяким испанцам с итальянцами. Далеко не случайно одним из самых ярких городов Европы считается столица Дании – Копенгаген, расположенный примерно на одной широте с российской Пермью. В здешнем районе Нюхавн (Новая Гавань) при всем желании не найдешь двух одинаково выкрашенных домов!
Понятно, что в условиях Вологды раскрасить жилфонд всеми цветами радуги – занятие слишком трудоемкое и дорогостоящее. А вот высадить на городских улицах, площадях, в скверах, во дворах миллионы цветов – задача вполне реалистичная. Тем более что в основе проекта «Цветущий город» изначально лежал принцип широкого партнерства власти, бизнеса, некоммерческих организаций и населения. Это обстоятельство минимизировало бюджетные расходы на проект, активно вовлекая в оборот корпоративные и частные средства.
И если поначалу словосочетание «Цветущий город» по отношению к Вологде вызывало немало скептических комментариев, то по мере своего развития проект становился все более популярным среди наших земляков. В составе участников были замечены не только пожилые люди, испытывающие исторически укоренившуюся тягу к земле, но и молодежь, воспитанная на принципиально иных жизненных ценностях, и даже совсем юные горожане, которые до этого, может статься, искренне считали, что цветы произрастают в цветочных магазинах…
А теперь скажу одну небесспорную вещь: возможно, именно это море живых цветочных красок, захлестнувшее тогда Вологду, помогло нам пережить лихие кризисные времена, когда экономические новости делились не на хорошие и плохие, а на плохие и отвратительные. Мир просто не может быть лишен надежды на лучшее, пока его украшают цветы!
Эти мысли не зря посетили меня именно сейчас, на пороге лета, когда самое время для открытия карнавала цветов. Увы, привычные городские оазисы этих прекрасных представителей флоры сегодня в неухоженном и равнодушном запустении. Очень похоже, что «Цветущий город» негласно пополнил список других городских проектов, которые либо похоронены господами оптимизаторами, либо будут похоронены в обозримом будущем.