Рождая собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов

№ 02 (584) Рубрика: Образование Автор: Николай Аржевитов

Эту слегка осовремененную фразу из известного стихотворения Михаила Ломоносова можно было бы предпослать эпиграфом к встрече начальника управления образования городской администрации Ирины Гуляевой с журналистами ведущих печатных и электронных СМИ областной столицы.

Ирина Леонидовна проинформировала, что в 2017/18 учебном году специализация вологодских старшеклассников поднялась на новый уровень. Год назад в различных школах нашего города учащиеся 10-11 классов специализировались по 57 профилям, а в нынешнем году число профилей достигло 74. В их числе не только традиционные: филологический, гуманитарный, социально-экономический, естественно-научный, физико-математический, химико-биологический, лингвистический и многие другие. Есть и принципиально новые. В частности, в двух местных школах вскоре появятся старшие кадетские классы, программа обучения в которых будет разработана совместно с территориальным управлением Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Еще одной важной темой разговора стали вологодские первоклашки-2018. Как и в прошлом году, родители смогут выбрать для своих детей учебное заведение, которое находится вне района их постоянной прописки, но исключительно при наличии свободных мест и только после 1 июля текущего года.
Любопытная деталь. Говоря о популярности тех или иных школ среди родителей, Ирина Леонидовна заметила, что наивысший рейтинг сохраняют за собой 1-я и 2-я общеобразовательные школы города Вологды, но это скорее дань устоявшейся традиции, нежели отражение реального качества обучения. Разница в профессиональном уровне педагогов и эффективности учебного процесса между различными школами не столь велика, чтобы считать кого-то абсолютным лидером, а кого-то –абсолютным аутсайдером. Талантливых педагогов, равно как и одаренных учащихся, можно найти в любой вологодской школе!
Ирина Гуляева особо остановилась на проблемах жизнеобеспечения школьных помещений и прилегающих к школам территорий. На эти нужды, как и в прошлом году, городской бюджет выделяет 50 млн рублей. Сумма немалая, но и объем работ более чем существенный: от ремонта кровель до замены оконных блоков, от спила и кронирования деревьев до установки камер видеонаблюдения.
– Логика подсказывает: если ассигнования на эти цели сохранены на уровне прошлого года, то с учетом инфляции и подорожания товаров и услуг физический объем выполненных работ будет меньше, – предположил корреспондент «НВ», обращаясь к начальнику городского управления образования.
– Это не так, – ответила мне Ирина Леонидовна. – Объясняю, почему. На сей раз глава администрации Вологды Сергей Воропанов поставил перед нами предельно жесткую задачу: ни один рубль, выделенный на ремонт, модернизацию и благоустройство школ и детских садов Вологды, не должен уйти «в никуда». Поэтому мы наладили всесторонний контроль за адресным и рациональным использованием финансовых ресурсов. Уверена, что при подобном подходе мы сумеем обеспечить существенную экономию средств…
Добавим, что в прошедшем году в качестве «арбитра», определяющего качество подготовки школ к новому учебному году, привлекался актив родительских комитетов. Эту практику госпожа Гуляева считает очень полезной и полагает, что она обязательно должна быть сохранена в будущем.
И все же главной темой встречи, вне всякого сомнения, стали меры безопасности вологодских школьников в связи с драматическими событиями, имевшими место в ряде регионов страны (последний случай – резня в школе города Перми, где пострадало в общей сложности 15 человек, включая учителя и самого нападавшего).
Ирина Гуляева считает, что чисто запретительных мероприятий недостаточно, чтобы полностью снять проблему с повестки дня. Учеников с неадекватным поведением необходимо знать и постоянно наблюдать за ними. Причем это общая задача семьи и школы: справиться с ее решением без помощи родителей педагогам будет крайне сложно. Хотя многое зависит и от них. Мы видим, что причиной некоторых трагических происшествий в школах стали конфликтные отношения между учениками и учителями. Это важный урок на будущее. Даже выставляя учащимся заслуженно низкие оценки или делая им замечание за плохое поведение во время занятий или на переменах, педагог не должен переходить невидимую «красную черту», оскорбляя или унижая человеческое достоинство ребенка или подростка. В противном случае трудно гарантировать, что подобные ситуации не будут воспроизводиться с пугающей регулярностью…