С заботой о незабытых героях

№ 26 (566) Рубрика: Социальный аспект Автор: Алексей Смирнов

Страна отпраздновала очередной День Победы, склонила голову в День памяти и скорби. Как живется сегодня оставшимся в живых ветеранам Великой Отечественной войны? Об этом спросим директора Комплексного центра социального обслуживания населения города Вологды «Доверие» Екатерину Павловну Кудрявову.

Наши социальные работники и волонтеры используют бесценную возможность лично пообщаться с Победителями, узнать из первых уст малоизвестные факты о Великой Отечественной войне.

– Екатерина Павловна, сколько сегодня в городе Вологде проживает ветеранов Великой Отечественной войны и какую помощь им оказывает возглавляемый Вами Центр?
– Сегодня в Вологде проживает почти 3,5 тысячи граждан, относящихся к категории ветеранов Великой Отечественной войны: это инвалиды и участники Великой Отечественной войны (их 264 человека и всем им уже 90 и более лет), лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженики тыла. Также в поле зрения социальных служб города и области находятся бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, вдовы погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Оте­чественной войны, не вступившие в повторный брак и проживающие одиноко, – их в городе 460 человек.

Екатерина Кудрявова.

Комплексный центр занимается социальным обслуживанием граждан на дому. Мы обслуживаем 1100 человек ежегодно. Среди наших клиентов 211 ветеранов Великой Отечественной войны и вдов умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны.
Согласно Постановлению Правительства Вологодской области от 5 декабря 2014 г. № 1090 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг» все участники и инвалиды Великой Отечественной войны, вдовы погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обслуживаются бесплатно. В настоящее время на надомном обслуживании осталось 30 участников Великой Отечественной войны. Это небольшая цифра, но учитывая, что дети участников Великой Отечественной войны уже достигли пенсионного возраста, то, как правило, уход за ветеранами осуществляют именно они.
– А остальные ветераны войны остаются без внимания?
– Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с января 2015 года, предусмотрено социальное сопровождение, то есть содействие ветеранам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.
В рамках организации социального сопровождения на всех ветеранов Великой Отечественной войны составлены Карты внимания, в которых ведется мониторинг исполнения их запросов. В нашем Центре за каждым участником Великой Отечественной войны закреплен куратор из числа социальных работников, специалистов по социальной работе, других сотрудников. У меня тоже есть три подшефных ветерана. Социальное сопровождение ветеранов Великой Отечественной войны включает:
• информирование ветеранов о перечне организаций, привлекаемых к предоставлению помощи, не относящейся к социальным услугам;
• осуществление контроля за обращением ветеранов в данные организации;
• содействие в предоставлении медицинской помощи. При ухудшении состояния здоровья ветеранов в рамках социального сопровождения рекомендуется информировать об этом лечащего врача для корректировки назначенного ранее лечения, получения необходимой медицинской помощи в стационарных условиях или вызова врачей-специалистов на дом;
• содействие в оформлении группы инвалидности;
• содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными препаратами, необходимыми техническими средствами реабилитации;
• содействие в госпитализации ветеранов в госпиталь для ветеранов войн.
С каждым годом все меньше и меньше остается живых фронтовиков, которые с оружием в руках защищали нашу Родину от фашистов. Оставшиеся в живых – это не просто чьи-то родители, бабушки, дедушки. Это – достояние нашей страны, бесценное достояние, поскольку они – живые свидетели тех лет, тех ужасов и страданий, которые несет в себе фашизм. И сегодня, когда на Западе намечаются тенденции моды на национализм, мы особенно внимательно и бережно должны относиться к оставшимся в живых участникам Великой Отечественной вой­ны. Они уходят незаметно. Боюсь, что за суетой и заботами мы не заметим, как уйдет из жизни последний солдат Великой Отечественной.
– Екатерина Павловна, помогают ли в работе с ветеранами другие службы, волонтеры, молодежь?
– Безусловно. Социальная сфера нуждается в помощи активных граждан, особенно молодежи. Во многих странах мира волонтерство престижно и является для молодых людей основой в выборе профессии и ступенью к поступлению в высшие учебные заведения. Мы с радостью принимаем помощь волонтеров и делаем одно дело, заботясь о каждом человеке, который нуждается во внимании и в посильной от нас помощи. Но учитывая возраст и состояние здоровья участников войны, не всегда уместно посещение их посторонними лицами. Поэтому наше сотрудничество с волонтерами основывается на проведении различных акций внимания к ветеранам. Все дальше время уносит от самой кровопролитной вой­ны 1941–1945гг., но память о ней не стереть годами. Все, кто выстоял и выжил, с болью в сердце рассказывают о тех страшных событиях. Наши социальные работники и волонтеры используют бесценную возможность лично пообщаться с Победителями, узнать из первых уст малоизвестные факты о Великой Отечественной войне. Волонтеры собирают информацию о боевом пути ветерана, наградах, полученных в годы войны, и записывают их истории. Доброй традицией стало для социальных работников и добровольных помощников ежегодно в канун празднования Дня Победы принимать участие в акции «Подарок ветерану», чтобы еще раз выразить свое уважение, свою признательность людям, завоевавшим свободу для нашей страны.
За последние три года подготовлено более ста добровольных помощников – граждан пенсионного возраста – «серебряные волонтеры», которые занимаются добровольческой деятельностью по различным направлениям: проводят с пенсионерами города дыхательную и суставную гимнастику, мастер-классы по рукоделию и художественному творчеству, библио- и музыкотерапию, осуществляют уход за ветеранами на дому, оказывают разовые социальные услуги, активно участвуют в акции «Вологодчина против домашнего насилия». Добровольные помощники возглавляют группы само- и взаимопомощи, оказывают помощь гражданам и семьям, пережившим горе или тяжелую утрату близких людей. Одиннадцать добровольных помощников за активную жизненную позицию, личный вклад в разработку и продвижение инициатив, направленных на развитие Вологодской области, получили сертификаты об участии в проекте «Команда Губернатора: Мы вместе!»
Особое внимание специалистами нашего учреждения уделяется вопросу свое­временного выявления ветеранов, нуждающихся в предоставлении социальных услуг. К данной работе также привлекаются ветеранские общественные организации и объединения. В частности, проводится работа по информированию о порядке и условиях предоставления социального обслуживания на дому и в полустационарной форме с указанием адресов и контактных телефонов организаций, предоставляющих указанные социальные услуги.
Совместно со студентами колледжа технологии и дизайна, колледжа связи прибираем квартиры ветеранов, проводим субботники в Домах ветеранов. Совместно со школьниками города, которые рисуют открытки, поздравляем ветеранов с праздниками: Днем воинской славы России, Днем Победы. В этом году в честь празднования Дня Победы провели акцию «Поздравь ветерана». Совместно с волонтерами вручили участникам Великой Отечественной войны цветы. Нам бы очень хотелось, чтобы все участники войны дожили до следующего Дня Победы, чтобы каждого из них привезти на торжественное мероприятие на площадь. Пусть 9 Мая пройдет по площади последняя рота Победителей Великой Отечественной войны!
– Екатерина Павловна, если ветеран Великой Отечественной войны или другой человек захочет встать на социальное обслуживание, куда ему обращаться?
– Чтобы встать на социальное обслуживание, необходимо обращаться в наш Центр по адресу: г. Вологда, Советский проспект, д. 2б, каб. 304 или позвонить по телефонам 72-23-47 (приемная), 72-23-75 (отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов), 72-23-69 (отделение срочного социального обслуживания).
Специалисты Комплексного центра выезжают по месту проживания обратившегося гражданина, обговаривают перечень необходимых услуг и условия их предоставления. Затем с гражданином заключается договор на социальное обслуживание, составляется индивидуальная программа социального обслуживания.
– Может ли ветеран получить государственные услуги в электронном виде через Комплексный центр?
– В настоящее время, время информационных технологий, все большую популярность приобретает получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Использование электронных форм коммуникации для предоставления государственных услуг значительно ускоряет и упрощает их получение, расширяет доступ к ним. Безусловно, электронные услуги способны качественно улучшить предоставление различных сервисов. Находясь за компьютером, любой человек может заказать предоставление выписки из архива, записаться на техосмотр, подать заявление на регистрацию недвижимого имущества, сдать налоговую декларацию и т. д. Конечно, предоставление электронных услуг предполагает большие финансовые вложения, но в целом они оправдывают себя не только экономией времени, но и возможностью исключить из обязанностей персонала определенных структур ряд задач, отнимающих большое количество времени. Согласитесь, регистрация записи на прием к врачу через Интернет легче и проще, чем аналогичная процедура, проводимая в реальных условиях с использованием бумаг и справок. Тем более что при предоставлении электронных услуг информация о заявителе сохраняется автоматически, и человек не должен постоянно заполнять одинаковые анкеты или опросные листы. И еще одно важное преимущество электронных услуг: они исключают эмоциональный и психологический факторы. Работа проходит быстрее и продуктивнее. Перед чиновником находится письменный запрос от гражданина, и подсознательно он будет воспринимать его как важную часть своей работы в отличие от обычного устного заявления. И, несмотря на то, что предоставление электронных услуг считается относительно новым направлением, уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что такие онлайн-сервисы существенно облегчают жизнь не чиновникам, а самим гражданам.
В нашем Центре создан «Центр обслуживания пользователей ЕСИА», куда могут обратиться вологжане, зарегистрироваться на портале государственных и муниципальных услуг, а также получить услугу в электронном виде. Причем это не обязательно должна быть услуга в сфере социальной защиты, это может быть любая государственная или муниципальная услуга. Поэтому мы приглашаем жителей Вологды в целях экономии своего времени регистрироваться и получать услуги с помощью «Центра обслуживания пользователей ЕСИА» нашего учреждения. За последние два месяца в нашем Центре зарегистрировалось на Портале государственных и муниципальных у