Сидите дома

№ 09 (591) Рубрика: Город

На улице Конева вместо недостроенного здания культпросветучилища возведут жилые дома. Нового торгового центра в микрорайоне
не будет. Об этом «Нашей Вологде» стало известно от представителя инвестора. Сейчас идет разбор старой постройки.

Так сегодня выглядит здание на ул. Конева, 19.

Учиться, учиться и еще раз учиться
История появления на улице Конева этого здания началась в 1978 году, когда вместе с развитием в Вологде нового спального микрорайона, который получил название «Пятый», было принято решение о строительстве здесь нового учебного заведения, аналогов которому не было на Северо-Западе.
Среднее специальное училище должно было готовить эстрадных певцов и танцоров, профессиональных ведущих праздников и хореографов, руководителей культурных учреждений. До сих пор аналогичное учебное заведение работало только в городе Кириллове, но, во-первых, здание училища ветшает,
во-вторых, в нем представлено ограниченное количество востребованных творческих специальностей, а в-третьих, конкурс на поступление год от года только растет, поскольку в Вологодскую область едут из соседних регионов.
Однако после распада СССР финансирование строительства на улице Конева было приостановлено, в 1992 году здание передано на баланс Вологодского государственного педагогического института, а затем из-за отсутствия денег на завершение строительства – в муниципальную казну Вологды.
В конце 90-х здание приобрела коммерческая фирма компании «Анна и К» с намерением реконструировать и открыть в нем ТРЦ, однако уже после покупки возник конфликт интересов: земля перед недостроенным зданием была оформлена отдельно и сдана в аренду предпринимателю, открывшему здесь платную автопарковку. Судебные иски затянулись, а здание продолжало разрушаться, в том числе и из-за пожаров. В результате в 2010 году по решению Вологодской городской Думы здание вновь перешло в собственность Администрации города.
Денег нет, но вы держитесь
Недострой на Конева решено было превратить в «Центр современных искусств» – точку притяжения детей и молодежи не только Пятого микрорайона, но и всего города. Городской бюджет даже выделил деньги на разработку проектно-сметной документации и экспертизу обследования здания, но…
Изменился характер межбюджетных отношений. Основной источник пополнения бюджета – это налог на доход с физических лиц, 40% которого оставалось в городской казне, – в 2012 году был сокращен до 20%. Одновременно транспортный налог полностью перешел в региональную казну. В результате город потерял больше миллиарда рублей. В 2013–2014 годах норматив доходов в части НДФЛ был уменьшен уже до 15% в пользу регионального бюджета. Кроме того, город потерял почти половину отчислений от налогов бизнеса в части упрощенной системы налогообложения. Они тоже «ушли» в бюджет области.
В такой ситуации «затевать» масштабные проекты невозможно. В итоге от «Центра современных искусств» пришлось отказаться, и
22 декабря 2017 года 13 тысяч квадратных метров на улице Конева, 19, с земельным участком были проданы вологодскому ООО «Ярмарка» почти за 85 миллионов рублей.
Мэр Вологды Сергей Воропанов озвучил пожелания жителей Пятого микрорайона к инвестору – выстроить на этом месте торгово-развлекательный центр. Однако, как стало известно «Нашей Вологде», этим планам сбыться не суждено.
«Нет возможности организовать движение к такому объекту, – рассказал на условиях анонимности представитель инвестора. – Улица Конева – достаточно оживленная крупная городская магистраль. Чтобы построить ТРЦ с кинозалами, фуд-зонами и магазинами, нужна развязка, в противном случае здесь будет автомобильная пробка. Поэтому мы отказались от этих планов. С другой стороны, близость коммуникаций позволяет выстроить на этом месте жилой комплекс».
Кстати, по данным нашей газеты, в строительство инвестирует одна из московских структур.
Третье место
Сегодня в Пятом – одном из самых крупных спальных микрорайонов Вологды – проживает больше 40 тысяч человек. Из развлечений здесь нет фактически ничего, в результате люди вынуждены ездить в ТРЦ в другие микрорайоны Вологды. Несколько лет назад говорили о проекте строительства в конце улицы Конева ТРЦ «Ашан», однако ему не суждено было сбыться. Сейчас «Ашан» готовит открытие гипермаркета в ТРЦ «РИО» на Окружном шоссе. А участок на Конева, выделенный под строительство, пока пустует.
Вместе с тем в торговых центрах ни в Вологде, ни в области, казалось бы, недостатка нет. В настоящий момент в регионе открыт 141 ТРЦ. Даже по данным департамента экономического развития Администрации города, только в Вологде общая площадь торговых площадей составляет сегодня 544,7 тысячи квадратных метров и в 3,2 раза превышает норматив в расчете на одного человека. Но ТРЦ продолжают строить, а люди ждут все новых открытий. Почему?
«ТРЦ – это не только места, где продается одежда и обувь. Не только кинозалы и зоны общепита. Для мегаполисов ТРЦ давно превратились в так называемое «третье место», где люди назначают друг другу встречи, проводят свободное время, смотрят кино и… гуляют. Да. Гуляют, потому что мы живем в таком климате, где большую часть года родители не могут гулять с ребенком на детской площадке: снег, дождь, холод, – считает кандидат экономических наук, один из авторов Стратегии развития Вологды Константин Задумкин. – Согласно теории американского социолога Рэя Ольденбурга, ТРЦ можно назвать частью городского пространства, которое не связано с домом или с работой. Примеров такого места множество: кафе, клуб, парк, библиотека. А ТРЦ соединяет в себе сразу все. Это очень удобно».

Для справки: «Третье место» в теории социолога Рэя Ольденбурга

Нейтральное пространство
Третье место — нейтральное пространство, куда люди могут приходить когда угодно и находиться там сколько угодно времени в зависимости от их желания. Посещение таких мест является добровольным и свободным и не зависит от экономических, политических, социальных или каких-либо иных факторов.
«Уравнивающее» пространство
Для посетителей третьего места социальный или экономический статус друг друга не имеет значения. Такое место доступно для разной публики и не устанавливает формальных критериев членства.
Беседа – основная деятельность
Основная цель, которую преследуют посетители третьих мест, – удовлетворить потребность в неформальном общении. Именно здесь они могут свободно и непринужденно беседовать, делиться новостями и обмениваться мнениями.
Доступность и размещение
Третье место находится близко, в шаговой доступности от дома или работы. Находясь в таком месте, человек чувствует себя комфортно. Сюда можно прий­ти в любое время и встретить знакомых. Так как формальные социальные институты (дом, работа, школа) занимают основное время индивида, третьи места должны быть доступны (то есть открыты) и в рабочее, и в нерабочее время.
Завсегдатаи
У третьих мест есть свои постоянные клиенты. Именно они создают особенную атмосферу конкретного места, придают ему характер. Завсегдатаи чувствуют здесь себя как дома, а их одобрение новых лиц является решающим.
Неприметность
Третьи места нельзя назвать модными. В основном они выглядят просто и невзрачно. Видимость, окружающая посетителей, не должна затмевать их личности. Благодаря тому, что в третьем месте отсутствуют пафос и претенциозность, люди перестают контролировать свои эмоции, чувствуют себя свободно и раскрепощенно.
Настроение – игривое
Постоянное настроение третьего места – игривое. Взамен царящих за пределами третьего места враждебности, тревоги и отчужденности приходят радость и одобрение.
Дом вдали от дома
По атмосфере и степени психологического комфорта третье место похоже на первое – дом. Оно предоставляет посетителям близкое по духу окружение: проводя время здесь, человек обретает душевное спокойствие.
Любопытно, что первый в России ТРЦ под названием «Пассаж» был открыт еще в 1848 году в Санкт-Петербурге. Спустя несколько лет, в 1893 году, в Москве появился ГУМ, а в 1906 году – «Петровский пассаж». В день эти заведения принимали до 60 тысяч (!) человек и были невероятно популярны, а светские историки до сих пор называют «ГУМ» местом сосредоточения московской культурной жизни. Именно культурной. А отнюдь не торговой.
«Немаловажно отметить, что, например, такой ТРЦ, как «Мармелад», – это еще и полторы тысячи рабочих мест для жителей спального микрорайона рядом с домом, – говорит Константин Задумкин. – Это и возможности малого бизнеса продать свою продукцию. Это совокупность возможностей, которая и отличает город от поселка. Чем больше возможностей, тем больше город. Закономерность».
Но пока места под такой центр в Пятом микрорайоне нет.

Анна Маслухина