Скажи «сы-ы-ы-р». Но не торопись съесть

№ 39 (579) Рубрика: Момент истины Автор: Ольга Воронина

Покупая продукты в магазинах или на рынках,
мы часто становимся жертвами недостоверной
или неполной информации о приобретенном товаре.

Дырки есть, а сыра нет?

Многие из нас еще не забыли времена позднего СССР, когда ассортимент продуктов в магазинах не отличался большим разнообразием. Пара сортов колбасы по килограмму в руки, разливная сметана, вечно текущие «треугольники» молока, хлеб – вот, пожалуй, и весь «джентльменский набор» продовольствия советского человека, не работающего на продуктовой базе и не пользующегося закрытыми распределителями для партхозноменклатуры.
На этом безрадостном фоне изобилие продуктов в современных продмагах не может не радовать. Беда лишь в том, что покупаем мы зачастую совсем не то, что указано на ценниках.
Не секрет, что главная цель торгового бизнеса – получение прибыли. И не всем продавцам удается преодолеть соблазн продать свой товар подороже. Возьмем такой популярный продукт, как сыр. Когда мы покупаем сыр, нарезанный брусочками и упакованный в пищевую пленку, нам волей-неволей приходится довериться этикетке. А этикетка – штука ненадежная. Написать можно что угодно – бумага все стерпит. Нередки случаи, когда дешевые сорта сыра выдаются за более дорогие, а среди покупателей найдется не так много специалистов, способных по внешнему виду определить истинное «лицо» продукта.
Но пересортица – это только полбеды. В последнее время в обиход потребителей и продавцов вошло загадочное понятие «сырный продукт». Это название присваивается легальным суррогатам, которые изготовлены из молочного сырья с добавлением растительных компонентов – пальмового масла и квазимолока из соевых бобов. Производить такие продукты закон не запрещает, но упаковка должна содержать полную и достоверную информацию о составе этого «не совсем сыра».
Кому-то это может показаться мелочью: так ли важен состав, если продукт вкусен и безопасен? Но люди, страдающие аллергией на сою или трансжиры, будут спорить с вами до хрипоты. И Роспотребнадзор всецело разделяет их точку зрения. На сайте этого ведомства с завидной регулярностью публикуется информация о выявленных нарушениях в производстве и торговле молочными продуктами. Сыр и сливочное масло – главные фигуранты в делах о пищевом суррогате. Именно их чаще всего подделывают или выдают за продукты авторитетных брендов.
По данным территориального управления Роспотребнадзора по Вологодской области, в третьем квартале этого года исследована 1271 проба молочной продукции, реализуемой в продовольственных магазинах нашего региона. Более 15 % проб были признаны не соответствующими нормативным требованиям качества. Специалисты ведомства напоминают, что настоящий молочный продукт не может содержать растительные жиры, стабилизаторы, эмульгаторы, красители, ароматизаторы и консерванты. Обо всех случаях нарушений, связанных с недостоверной или неполной информацией о продуктах питания, рекомендуется сообщать в Роспотребнадзор. Если информация подтвердится, торговая компания может быть подвергнута административному наказанию.
– За непредставление полной информации о товаре индивидуальным предпринимателям грозит штраф до четырех тысяч рублей, а юридическим лицам – до 40 тысяч, – сообщила корреспонденту «НВ» начальник отдела областного управления Роспотребнадзора Юлия Груничева. – А за осознанный обман потребителей предусмотрены штрафы до 30 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и до 500 тысяч – для юридических лиц.