Со скоростью мысли

№ 01 (626) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

В недрах Минтранса обсуждают возможность увеличить лимит скорости движения на федеральных трассах до 130 км/ч.

Сразу несколько предновогодних ДТП с человеческими жертвами существенно ухудшили вологодскую дорожную статистику. Причины происшествий различны, но общественность откликнулась на происходящее дискуссией о разрешенной/запрещенной скорости движения автомобилей. Поводом стали планы Росавтодора увеличить разрешенную скорость движения на федеральных трассах с нынешних 90 км/ч до 110, а на отдельных участках даже до 130.
Единства мнений нет. Автомобилисты в массе своей против ограничений, пешеходы в большинстве – за. Кто прав? Каждый по-своему прав… и отчасти не прав.
Некоторые полемисты отмечают, что не использовать достижения научно-технического прогресса неразумно. Поскольку автомобильная промышленность производит высокоскоростные машины, то их потенциал надо реализовать как можно эффективнее, иначе зачем они вообще нужны? Если идти по пути ограничения скорости в целях безопасности, то рано или поздно мы вернемся в эпоху, когда люди передвигались на лошадях и верблюдах. И для чего тогда государство вбивает сотни миллиардов рублей в строительство суперсовременных магистралей? Не для того же, чтобы поставить здесь знак, ограничивающий скорость смешным уровнем 60 км/ч!
С одной стороны, все верно. С другой стороны, скоростные ограничения применяются почти во всех европейских странах, включая те, где сельские проселки лучше наших федеральных трасс. Скажу больше: только в двух странах Европы – России и Грузии – в пределах населенных пунктов разрешена скорость до 60 км/ч. Во всех остальных – не выше 50 км/ч (а в Великобритании – не выше 48). И не стоит забывать, что в России один населенный пункт от другого часто отделяют десятки, а то и сотни километров, в то время как в густонаселенных регионах Европы можно передвигаться часами, не выезжая за пределы большой городской агломерации, то есть со скоростью до 50 км/ч…
Противники «скорости без границ» имеют свои резоны. Они считают, что при нашем качестве дорог высокая скорость – верный путь к ДТП. И дело не только в скверном покрытии. Фактор повышенного риска – двухполосные дороги, дающие возможность использовать для маневра встречную полосу.
Однако это тоже полуправда. Даже при нынешнем качестве дорог аварийность со смертельным исходом в России снижается из года в год. С «пикового» 2007-го, когда на дорогах погибло более 32 тысяч россиян, к 2018-му цифра сократилась вдвое: до 16 тысяч. Объяснить эту динамику нельзя только скоростью движения и качеством дорог. Главное – человеческий фактор, та внутренняя сила, которая побуждает водителя строго следовать правилам. Потому что со скоростью мысли не потягаться никакому «Феррари»…

Михаил Скляр

Фото yandex.ru