Спасибо, что не ударили…

№ 02 (542) Рубрика: Служба инфо Автор: Михаил Скляр

Вы уже начали забывать, что такое «ненавязчивый советский сервис»?
Напрасно: вам еще не раз о нем напомнят.

«Не ел я ваш суп! Его один раз уже ели!» Кадр из фильма Э. Рязанова «Вокзал для двоих».

Яркий образец взаимоотношений потребителя с советской сферой услуг показан в фильме «Вокзал для двоих». Главный герой делится с вокзальным кассиром романтической мечтой «уехать на какую-нибудь счастливую станцию» и слышит в ответ: «Как вы надоели, алкаши! Может, тебе еще стакан дать на счастье?».
Комедия есть комедия, поэтому герой отреагировал на хамство провинциальной кассирши с невозмутимостью сфинкса: «Спасибо, что не ударили». В реальной жизни, скорее всего, в ход пошли бы совсем другие выражения. Но дело не в этом: своеобразная манера общения, свойственная советскому сервису, никуда не исчезла. Был период, когда продавцы, кондукторы, официанты, клерки в общественных учреждениях подкорректировали свой словарный запас и надели на лица дежурные улыбки, но «эра милосердия» оказалась непродолжительной. И сегодняшние представители «ненавязчивого» сервиса ведут себя не лучше, чем их исторические предшественники.
Впрочем, «не лучше» – это слишком мягкая оценка. В те времена, когда школьные хоры исполняли песню «Человек человеку – друг, товарищ и брат», трудно было представить вполне стандартную ныне ситуацию: бригада матерых тетушек-контролеров выпихивает из автобуса худосочного подростка-безбилетника, который, может статься, не имеет денег не только на билет, но даже на ватрушку в школьном буфете.
Ну, эти особы с румянцем на все лицо хотя бы выполняют свои профессиональные обязанности, что можно зачесть в качестве смягчающего обстоятельства. Иной раз хамство со стороны разнообразной челяди просто необъяснимо.
Каждый, кто имеет вынужденную необходимость общаться с сотрудниками диспетчерских служб, техперсоналом социальных учреждений, представителями бесплатной медицины и т. д., – непременно вспомнит случай, когда его «спасибо, что не ударили» в ответ на будничный вопрос типа: «Вы не подскажете, когда у нас в доме появится вода?» или «Вы не знаете, скорая помощь по моему вызову уже выехала?»
Есть ситуации и вовсе курьезные. Мой добрый знакомый – вологжанин пенсионного возраста, пришедший по делам в некую муниципальную контору, был обруган сотрудницей заведения из-за слишком сильного, по ее мнению, парфюмерного аромата, который он источал. Неосторожно попытавшись убедить эту ненавистницу парфюмерии в том, что пользуется обыкновенным лосьоном после бритья, он нарвался на такой отпор, что подводить неутешительные итоги конфликта пришлось с участием полицейского наряда.
Искать причины в недостаточно высоких доходах («как нам платят, так мы себя и ведем») – это уши от мертвого осла. Высокооплачиваемых хамов ничуть не меньше, чем низкооплачиваемых, при этом высокооплачиваемые не в пример опаснее. Непохмелившийся вахтер или невыспавшийся кондуктор в худшем случае испортят вам настроение, в то время как начальствующий хам, к которому вы обращаетесь за помощью по серьезному вопросу, может угробить вам всю оставшуюся жизнь.
Истинная причина хамского отношения «слуг народа» к тем, кому они по определению служат, не связана ни с уровнем благосостояния, ни с насущными проблемами бытия. В советские времена хамы в магазинах, на транспорте, в предприятиях службы быта процветали из-за глобального дефицита товаров и услуг (нужна колбаса – стой в очереди и не мяукай). Сегодня дефицит преодолен, но хамство осталось, потому что оно по-прежнему безнаказанно.
Формально никуда не делись ни книги жалоб, ни меры дисциплинарного воздействия. Но известны ли вам примеры, когда, допустим, хам-продавец был уволен или хотя бы серьезно наказан за неподобающее поведение по отношению к покупателю? Если известны – поделитесь информацией. Лично я ничего подобного не знаю…