Сто лиц Александра Розенбаума

№ 06 (588) Рубрика: Гости города Автор: Михаил Скляр

Малоизвестный факт: Александр Розенбаум является обладателем своеобразного вологодского рекорда зрительской восторженности. На концерте в ДК ПЗ, состоявшемся летом 2007 года, его легендарный «Вальс-бостон» сопровождали несмолкающие 10-минутные аплодисменты переполненного зала. И народный артист , крайне редко выступающий «на бис», все-таки не устоял перед темпераментом «сдержанных» северян...

В этом смысле прошедшие десять лет ничего не изменили. Разве что и без того немалый репертуар Розенбаума еще больше вырос, и сегодня его песен хватило бы на непрерывный концерт продолжительностью двое суток. Нет, это не художественное преувеличение. 600 песен в среднем по пять минут каждая – 3000 минут, или 50 часов чистого вокала, без всяких там антрактов и лирических отступлений.
Хотя количество в таком деле – вопрос, конечно, не главный. Песни Александра Розенбаума настолько разные по музыкальному стилю и поэтическому содержанию, словно их сочинил не один, а целая сотня авторов. Для кого-то Розенбаум – это неповторимые одесские песни под девизом «Гоп-стоп, мы подошли из-за угла». Для кого-то – песни о казаках, принесшие коренному ленинградцу Розенбауму звание почетного есаула Кубанского казачьего войска и белую бурку в придачу. Для кого-то – пронзительные лирические баллады «Вальс-бостон», «Утиная охота», «Налетела грусть». Для кого-то – драматические музыкальные эссе «Вечерняя застольная» и «Поминальная молитва».
Что касается автора этих строк, то для меня Александр Яковлевич Розенбаум неразделим с песней «Черный тюльпан», которую я впервые услышал в его исполнении в буквальном смысле на передовой. Дело было в 80-х годах прошлого века в Афганистане, в городе Герате, где дислоцировался советский мотострелковый полк. Импровизированной сценой для автора служил кузов грузовика с откинутыми бортами, зрители стоя сгрудились вокруг машины, об усилителях звука и акустике и думать не приходилось. Но все это, как оказалось, не имеет никакого значения, если ты слушаешь настоящего Артиста. И когда Розенбаум исполнил монолог военного летчика, везущего из Афганистана на родину гробы погибших солдат, я, в то время совсем юный офицер, был взволнован настолько, что впервые в жизни узнал, как можно пить, не пьянея, медицинский спирт крепостью 95 градусов…
На концерте Александра Розенбаума, состоявшемся в Вологде на минувшей неделе, меня искренне порадовало, что судьба подарила этому человеку не только неисчерпаемый талант, но и огромный ресурс жизненных сил. Как и много лет назад, Розенбаум давал концерт в самом сложном формате: он больше трех часов пел и играл «вживую», не признавая никаких «плюсов», «минусов» и других технических ухищрений.
И еще одно интересное наблюдение: выступление 66-летнего композитора, поэта и певца собрало немало молодых людей, для которых «Вальс-бостон» или «Утиная охота» – песни юности их родителей. А это значит, что молодежь открывает еще одного Александра Розенбаума, который просто не умеет стареть…