Страшней всего погода в доме

№ 05 (545) Рубрика: Постфактум Автор: Ирина Деркач

«Мой дом – моя крепость», – гласит известная пословица. Но неприступных крепостей не бывает. Какими бы крепкими замками и засовами вы
ни обзавелись, это не защитит квартиру
от залива, пожара или утечки бытового газа.
Как быть? Разбираемся совместно с юристами Управления по защите прав граждан.

Как сквозь пальцы вода

В предвкушении вечеринки с друзьями Евгения Семенова (имя и фамилия изменены в соответствии с «Законом о СМИ») выбирала выходное платье. Услышав странные звуки, женщина заглянула на кухню и обнаружила маленький водопад с потолка. Поскольку Семенова жила на верхнем этаже пятиэтажки, она поняла, что вода просочилась с крыши. Женя набрала по телефону номер диспетчера управляющей компании и сообщила о произошедшем. Прибывший на место главный инженер управляющей компании зафиксировал протечку. Работники УК очистили кровлю от снега, и течь в квартире Семеновых перестало. Однако кухонный гарнитур и отделка некоторых помещений были безнадежно испорчены. Евгения написала заявление в управляющую компанию, в которой настаивала на компенсации причиненного ей ущерба.

Кто виноват?

– Если дом недавно введен в эксплуатацию и находится на гарантии застройщика, то ответственность за протечку с кровли и на сетях (до входного вентиля в квартиру) ложится на застройщика: к нему и надо предъявлять претензии по возмещению материального ущерба, – рассказывает Мария Серкова, председатель управления по защите прав граждан. – Если общедомовое имущество не находится на гарантии и нет вины третьих лиц (к примеру, соседей), то ответственность за происходящее возлагается на УК. В большинстве случаев управляющая компания заказывает проведение экспертизы, чтобы определить виновных.

Что делать?

В случае ненадлежащих действий либо бездействия УК собственник жилья вправе предпринять ряд мер.
Если жильцами обнаружена протечка или другие нарушения при предоставлении коммунальных услуг, необходимо обращаться в аварийно-диспетчерскую службу УК.
– Подайте заявку об устранении выявленных недостатков, – разъясняет Мария Серкова. – Сообщение может быть сделано письменно или устно (в том числе по телефону) и в обязательном порядке зарегистрировано аварийно-диспетчерской службой. При этом вы обязаны сообщить свои персональные данные: Ф.И.О., адрес помещения и т. д. 
Если требования, указанные в вашей заявке, не выполнены, надо обратиться к руководителю УК.  
– В жалобе укажите фактические обстоятельства дела и потребуйте проконтролировать устранение возникшей проблемы, – рекомендует наш эксперт Мария Серкова. – Жалоба должна быть составлена в двух экземплярах. Один из них передается представителю УК, второй с отметкой о принятии жалобы остается у вас.
Если управляющая организация не выполняет надлежащим образом свои обязанности, то следующий шаг – обращение в Государственную жилищную инспекцию или органы жилищного контроля с жалобой и просьбой о проведении проверки на предмет исполнения УК обязанностей по содержанию общего имущества дома. Помимо личных данных и адреса для обратной связи в жалобе следует изложить суть обращения, поставить личную подпись и обязательно дату. Для подтверждения своих доводов желательно приложить к заявлению дополнительные документы или их копии.
Собственник имеет право обращаться за поддержкой в общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов. Он также вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. На сайте ведомства размещена форма для онлайн-обращений. 
– Письменное обращение, поступившее в государственный орган, местное самоуправление или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации, – поясняет Мария Серкова. – По итогам рассмотрения при наличии оснований уполномоченные органы принимают меры по устранению выявленных нарушений и привлечению лиц, допустивших эти нарушения, к административной ответственности.
В случае игнорирования своих законных требований собственник вправе обратиться в суд. В зависимости от обстоятельств дела он может просить суд обязать управляющую компанию устранить за свой счет недостатки, связанные с обслуживанием жилья, либо возместить ему убытки, причиненные в связи с ненадлежащим исполнением УК своих обязательств. 
В ряде случаев собственники вправе обратиться в прокуратуру за исполнением законов и соблюдением прав граждан. 
Узнать более подробно о том, как защитить права потребителя, можно по телефону (81722)70-62-63, или обратившись по адресу: г. Вологда, ул. Мира, 6а.

К сведению.

Основания привлечения управляющей организации к административной ответственности таковы:
• нарушение правил содержания и ремонта жилых домов или жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ); 
• невыполнение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ); 
• непредоставление информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ст. 13.19.2 КоАП РФ); 
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений (ст. 6.4 КоАП РФ).  
Если в течение года управляющая организация получает по одному дому два и более административных наказания, назначенных судом за ненадлежащее исполнение предписания, ее лишают права управления этим домом (ч. 5, 5.1, 6 ст. 198 ЖК РФ).