Страхование без страха и упрека

№ 32 (572) Рубрика: Момент истины Автор: Ирина Деркач

Чтобы уберечь свое имущество от неприятностей, вологжане обращаются в страховые компании. Как не ошибиться при выборе страховщика? Что нужно знать, подписывая договор со страховой организацией? Разобраться с этим поможет наш эксперт – руководитель общественной организации «Управление по защите прав граждан» Мария Серкова.

Дом деревянный,
русская печка

В преддверии больших рождественских каникул прошлого года вологжанин Геннадий Зеленин (ФИО изменены в соответствии с Законом «О СМИ») решил от греха подальше застраховать загородный дом и баню. При оформлении договора страхования была проведена оценка имущества и установлена его рыночная стоимость: баню оценили в 300 тыс. рублей, дом – в полтора миллиона. После этого Геннадий оплатил страховщику стоимость полиса в сумме 18 тыс. рублей.
В апреле пришла беда, откуда не ждали. Пока вологжанин парился в бане, из печки выпал уголек, и произошел пожар. Мужчина едва успел выскочить из задымленного помещения. Пламя перекинулось и на дом. Оба строения сгорели. Оправившись от шока, наш герой обратился в страховую компанию с заявлением о возмещении убытков. Как и полагается в таких случаях, представители страховщика вместе с независимым экспертом выехали на пожарище, сфотографировали сгоревшие строения, составили акт осмотра, оценили стоимость остатков и убытков, поскольку на основании этих показателей рассчитывается размер выплаты страхователю.
После этого компания начала всячески затягивать процесс выплаты, запрашивая у страхователя все новые и новые документы. А в августе нынешнего года Геннадию по почте пришло письмо, в котором страховая организация уведомляла, что продолжает собственное расследование по факту страхового случая. При этом представители компании наотрез отказались давать пояснения по срокам выплаты. Потребитель обратился за помощью в МООП «Управление по защите прав граждан».

Счет да дело

Как пояснили корреспонденту «НВ» эксперты общественной организации, отношения между страхователем и страховщиком регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей», Гражданским кодексом РФ, договором и правилами страхования, разработанными страховой компанией, где должны быть четко прописаны права и обязанности сторон, указаны сроки выплат и т. д.
– В нашем случае был установлен срок в 20 рабочих дней с момента передачи всех документов по страховому случаю в компанию, – поясняет Мария Серкова. – Если учесть, что потребитель передал документы 3 августа, то уже 31 августа наступил крайний срок оплаты, который страховщик проигнорировал. Изучив договор и правила страхования этой компании, наши юристы пришли к заключению, что она необоснованно просрочила выплаты более чем на месяц. Нами составлена претензия с требованием немедленного исполнения условий правил страхования компанией в интересах потребителя. 
В течение суток страховая выплата в размере 1 миллиона 700 тысяч
рублей была переведена на счет потребителя.

Стоит знать

Чтобы быть уверенным в том, что страховая компания не подведет в трудную минуту, Мария Серкова советует при заключении договора страхования внимательно изучить документ и тщательно проверить условия, содержащиеся в нем. В частности, речь идет о размере страховой суммы. Проще говоря, это стоимость застрахованного объекта. Для ее определения нередко привлекают независимых оценщиков. Немаловажный нюанс: размер страховой суммы не может превышать рыночную стоимость объекта.
– Стоит обратить внимание и на размер страховой премии (стоимость услуг страхования), установленные договором сроки и самое важное – страховые риски, покрытие которых обеспечивается договором страхования, – продолжает Серкова. – К страховым случаям могут быть отнесены пожар, удар молнии, взрывы (преимущественно газового оборудования), стихийные бедствия, подтопление от соседних объектов или от грунтовых вод, прорывы водо- и теплопроводов, противопожарных систем.
В категорию страховых рисков входят и противоправные действия третьих лиц: кража, грабеж, хулиганство, разбивание окон, витрин и других стеклянных конструкций. Падение посторонних предметов на имущество: деревьев, световых опор, летательных аппаратов и их частей, а также наезд наземного транспортного средства.
При заключении договора страхования (подписании полиса) страховщик должен представить страхователю правила страхования, в которых подробно прописаны обязанности сторон и – обязательно! – срок уведомления компании о наступлении страхового случая. Это очень важный момент, поскольку согласно ст. 961 Гражданского кодекса РФ «неисполнение обязанности об уведомлении страховщика в установленный договором срок о наступлении страхового случая дает страховщику право отказать в выплате возмещения, если не будет доказано, что страховщик свое­временно узнал о наступлении страхового случая». Способ такого уведомления также определяется правилами страхования.

Получить консультацию можно по телефону (8172) 70-62-63 или по адресу: Вологда, ул. Мира, 6-а, 2-й эт., оф. 18.