Таксуй – не таксуй, все равно в кармане… дно

№ 03 (543) Рубрика: Служба инфо Автор: Михаил Скляр

В слишком ретивой погоне за «выпадающими доходами
бюджета» мы можем потерять еще больше.

Во времена развитого социализма в кругах беспартийной интеллигенции был популярен анекдот: «Мы будем так бороться за мир, что камня на камне не останется». Иногда меня посещает кощунственная мысль, что примерно так мы сегодня боремся за финансовую стабильность…
Три года назад в недрах вологодского законотворчества задумали «ввести в рамки» местное такси. Надо сказать, что анархия, царящая в этом секторе, вызывала претензии не только со стороны власти, но и со стороны «пассажиропотока». Неопытные, а то и просто случайные люди за рулем, в сочетании с задрипанными колымагами, которые они использовали в качестве такси, являли собой зрелище жалкое и пугающее одновременно. К тому же финансовый оборот такси, не отраженный в кассовых чеках и других отчетных документах, провоцировал хроническую мигрень у налоговых чиновников.
Отрицать наличие проблемы бессмысленно. Иной вопрос, как работать с проблемой, затрагивающей интересы десятков тысяч вологжан – таксистов, членов их семей, пассажиров. Авторы законопроекта были убеждены, что нужно всего ничего: ввести единообразие цветовой гаммы (окрасив кузова такси в желтый, белый или черный цвета) и ограничить количество машин (в проекте названа конкретная цифра – 5 тысяч легковых таксомоторов на всю Вологодскую область).
Такой поверхностный подход превращал будущий закон в подобие палочки-выручалочки: взмахнули – и покатилось по нашим битым дорогам новое волшебное такси! Но суровая реальность – это не сказка про Иванушку-дурачка. В сказке Иванушка-дурачок, окунувшийся в котел с кипящей водой, превратился в прекрасного царевича, а в реальности он получил бы ожог первой степени. И таксомотор, перекрашенный из голубого в белый или из красного в желтый, не станет комфортным и безопасным, если его мотор ревет, как голодный бегемот, а за рулем сидит маэстро, купивший права в подземном переходе. И ограничение числа машин, опирающееся не на трезвый расчет, а на чиновничьи иллюзии, не принесет экономике ничего хорошего, кроме плохого, как говорят одесситы…
Неспроста областной парламент прошлого созыва пораскинул мозгами и отправил упомянутый законопроект на доработку, признав его сырым и несвоевременным. Кое-кто поспешил обрадоваться, сочтя эту отсрочку вечной ссылкой, но на заре нового года подзабытый проект снова ожил.
На недавней коллегии УВД Вологодской области прозвучала цифра, призванная проиллюстрировать масштабы беды: 200 млн рублей, ежегодно недополучаемых бюджетами региона от таксомоторных и диспетчерских предприятий.
Кто и каким образом вывел эту лакомую цифру, можно только догадываться. Но лично мне кажется, что от перекраски и сокращения машин мы не получим не только вожделенных 200 миллионов, а даже ломаного гроша. Платежеспособность такси зависит не от цвета кузова и не от количества автомобилей, а от потребительского спроса. Спрос, в свою очередь, определяется доходами населения. Точнее, той части населения, которая преимущественно пользуется услугами такси. И это не богачи, в распоряжении которых личные и служебные машины. Это пресловутый средний класс, не доросший до собственного «мерседеса», но переросший маршрутный автобус. Тот самый средний класс, который не может рассчитывать ни на заблаговременно припрятанные офшорные капиталы, ни на помощь государства, и по этой причине в условиях кризиса страдает первым.
В общем, не пахнет в этом случае никакими дополнительными бюджетными доходами. Зато ухудшение ситуации на рынке труда, прежде всего в крупных городах области, нам гарантировано. Ведь люди идут в такси не от хорошей жизни, а от безысходности, от перманентной оптимизации кадров в промышленности и бюджетной сфере.
30–35 тысяч рублей ежемесячного дохода при работе по 10–12 часов в день, при неутомимо растущих расходах на горючее, ремонт, страховку, при нешуточных рисках получить по голове или другому жизненно важному органу, при диких пробках на магистралях и «непроходимых» дворах и проселках – вот классическая картина жизни таксиста в таком провинциальном городе, как Вологда. Незавидная работенка…