В последний путь…

№ 26 (608) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

Администрация города Вологды выставила на продажу троллейбус «Шкода», произведенный 20 лет назад.

Острословы иронизируют: чем продавать за копейки (заявленная стартовая цена этого ветерана дорожной службы – чуть больше 42 тысяч рублей), лучше бы поставили троллейбус на постамент наподобие известных монументов танка, самолета и зенитки. Получился бы добротный памятник развалу городского общественного транспорта…
По большому счету, речь даже не о том, что аукционная цена троллейбуса напоминает стоимость подержанных «Жигулей». Учитывая жуткое техническое состояние городских троллейбусов, чудом оставшихся на ходу, вполне может статься, что и 42 тысячи рублей покажутся потенциальным покупателям неумеренно высокой ценой. Вопрос в другом: готова ли мэрия предложить горожанам что-то взамен разбазаренного троллейбусного парка?
Конечно, из окон служебных и персональных автомобилей иностранного производства, на которых передвигаются по городу местные чиновники, ситуация с общественным транспортом в Вологде представляется вполне нормальной: остановки стоят, автобусы ездят – все как положено. Но десятки тысяч простых вологжан, наблюдающих за общественным транспортом не снаружи, а изнутри, ощущают деградацию этого вида городской инфраструктуры изо дня в день. Перерывы в движении автобусов не подчиняются расписанию, особенно в вечернее время и в выходные дни. Салоны то переполнены пассажирами, то полупусты (или даже вовсе пусты). Кондукторов физически не хватает, и их обязанности зачастую приходится выполнять водителям, совмещающим продажу билетов с лавированием в плотном транспортном потоке. А те кондукторы, которые все-таки есть, нередко ведут себя так, что лучше бы их не было…
Словом, проблема явно не помещается в рамках агонизирующего троллейбусного предприятия. Тем более что кризис троллейбуса, увы, не является сугубо вологодским явлением. Несмотря на ряд очевидных преимуществ этого вида транспорта (экологичность, бесшумность, более высокая безопасность движения вследствие ограниченности маневра), выпуск троллейбусов отечественного производства с 2005-го по 2015-й годы упал в 13 раз – с 800 до 60 единиц. Аналогичными темпами сокращались протяженность и количество троллейбусных маршрутов. После прошлогоднего банкротства вологодского предприятия «Транс-Альфа» в нашей стране остался на плаву единственный конкурентоспособный производитель троллейбусов – завод «Тролза» из города Энгельса. О сегодняшнем состоянии этой некогда перспективной отрасли городского транспорта наглядно свидетельствовала всероссийская выставка «Электротранспорт-2018», прошедшая в мае в столичном выставочном центре «Сокольники». Павильоны трамвая и троллейбуса выглядели более чем скромно на фоне павильонов, где экспонировались электропоезда, электромобили и всякого рода самокаты с электроприводом…
При этом число пассажиров общественного транспорта в крупных городах с некоторых пор перестало сокращаться. Многие владельцы собственных автомобилей, измученные дорожными пробками, трудностями с парковкой и неуклонно дорожающим топливом, начали активно пересаживаться на автобусы, троллейбусы и трамваи.
Как ни крути, а выпадающий из оборота городской электротранспорт нуждается в адекватной замене. Населению Вологды подобной замены не предложено. На данный момент времени ни количество, ни комфортность, ни логистика маршрутов общественного транспорта в областной столице не позволяют говорить о том, что исчезновение вологодского троллейбуса прошло незамеченным по принципу неуловимого Джо из старого анекдота: он неуловим, потому что даром никому не нужен.
Всего один выразительный пример: крупный жилмассив на Ленинградской и прилегающих улицах остался без прямой транспортной связи с привокзальной площадью, которую до недавнего времени осуществлял троллейбус маршрута №1. Теперь для того, чтобы дотащиться со своими баулами до железнодорожного или автобусного вокзала, жителям этого района надо либо пересаживаться из транспорта в транспорт, либо пользоваться частными перевозчиками, маршруты движения которых скроены не для удобства пассажиров, а для максимальной выгоды предпринимателя.
Есть, конечно, альтернатива в виде такси. Но не стоит предлагать ее гражданам со скромным достатком – их ответ может удивить вас обилием нелитературных выражений…

Фото yandex.ru