Власть тьмы

№ 21 (603) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

Накануне нового учебного года вологжане активно обсуждают очередную тему дня: смогут ли их чада продолжать обучение в старших классах общеобразовательных средних школ?

Наш земляк Владимир Гиляровский был силен на стихотворные экспромты. Именно его блестящему перу принадлежит фраза, надолго пережившая автора: «В России только две напасти: внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти». И хотя крылатые выражения опасно воспринимать буквально, в данном случае, похоже, дядя Гиляй изобрел формулу на все времена.
О «тьме власти» мы поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня нас интересует феномен под названием «власть тьмы». Ибо можно спорить с тем, насколько необходимо каждому российскому ребенку завершать 11-летний курс средней школы, но совершенно неоспоримо, что в результате бесконечных новаций, которым подвергается отечественная школа, качество образования в нашей стране неуклонно снижается.
По данным ежегодного рейтинга эффективности национальных систем образования, опубликованного на сайте gtmarket.ru, по итогам 2016 года Россия занимала лишь 34-е место в списке 50 стран, участвующих в названном исследовании: аккурат между Чили и Словакией. Чтобы оценить эту цифру по заслугам, достаточно вспомнить, что каких-нибудь сорок лет назад система школьного образования Советского Союза стабильно входила в пятерку мировых лидеров, на равных конкурируя с такими державами, как США, Великобритания, ФРГ, Япония.
«Прогресс наоборот» очевиден. Причем любые попытки предотвратить сползание нашей страны в тьмутаракань дремучего невежества лишь усугубляли ситуацию, будь то оптимизация, ЕГЭ, корректирование учебных программ или другие «этапы большого пути» к реформе образования.
И вот опять пришла беда, откуда не ждали. Родители школьников, в том числе вологжане, все чаще сигнализируют, что в школах взят устойчивый курс на резкое сокращение числа учащихся 10-го и 11-го классов. В некоторых случаях руководство школы готово сформировать на базе трех-четырех 9-х классов в лучшем случае два, а то и один 10-й. Ребятам, не вписывающимся в этот повальный «эконом-класс», предлагают покинуть общеобразовательную школу, поменяв ее на техникум или иное учреждение среднего специального образования.
Принципиально не стану ссылаться на 43-ю статью действующей Конституции РФ, которая определяет основное среднее образование не только как общедоступное и бесплатное, но и как обязательное (к слову, ответственность за реализацию этого конституционного права возложена на родителей или лиц, выполняющих обязанности родителей). Мало ли у нас в стране законов, которые писаны невесть для чего? В той же Конституции РФ действующего образца есть, скажем, небезызвестная 37-я статья, гарантирующая гражданам право на труд и достойное вознаграждение за выполнение своих профессиональных обязанностей. Насколько эта статья соответствует (точнее сказать, не соответствует) реальному положению вещей, не мне вам рассказывать.
Словом, вопрос не в том, что чиновники от наробраза попирают высший закон государства, ограничивая равные возможности граждан для получения основного среднего образования. Вопрос в том, во имя чего все это делается.
Главный аргумент заключается в следующем: незачем «засорять» старшие классы плохо успевающими учениками. Логика странная. Выходит так: в 10-м классе общеобразовательной школы, где молодые люди еще только определяются со своим будущим, троечникам не место. Зато колледж или техникум, где они уже получают свою профильную жизненную специальность, – «самое то» для посредственных учеников. И после этого мы удивляемся, почему производительность и качество труда наших рабочих на порядок отстают от соответствующих показателей в ведущих индустриальных странах?!
Другой аргумент: школа работает в отрыве от актуальных запросов рынка труда, поэтому у нас в одних отраслях дефицит кадров, а в других – перепроизводство. Отрицать существование проблемы как таковой бессмысленно, но при чем здесь, собственно, школа? Наши средние технические заведения не менее интенсивно готовят специалистов позавчерашнего дня, которые рынком либо совсем не востребованы, либо востребованы на условиях, неприемлемых для этих специалистов.
В общем, как ни крути, а тенденция к ограничению полноценного школьного образования не только незаконна, но и экономически неэффективна…