Во главу угла

№ 28 (610) Рубрика: Ситуация

Центр культуры «Красный угол» в привычном его виде в Вологде больше не существует. Принято решение передать здание в самом центре областной столицы другой муниципальной организации. Молодежный центр Гор.Сом35 уже переехал на Козленскую и даже отметил в «новом доме» 6-летие.

Где Резной Палисад?
О роспуске прежней команды «Красного угла» официально заявили в конце августа. Но сотрудники центра культуры уверены, «наверху» решение приняли еще весной, когда разгорелся скандал вокруг фестиваля «Голос ремесел» и учреждения «Резной Палисад». Вологодские власти обвинили его руководство в растрате, которая по факту была ничем не подтверждена. А сам приют ремесленников взяли да и объединили с Домом культуры «Речник», посчитав, что направления у двух учреждений похожи, так что оптимизация им пойдет лишь на пользу. Так в городе была уничтожена система профессиональной работы с народными промыслами.
Сейчас происходит нечто похожее, уверена Анна Фоменко, бывший ивент-менеджер центра культуры:
– Когда закрывали «Палисад», стало понятно, что такая же судьба ждет «Красный угол», потому что наш центр является подразделением «Палисада». Раньше это особо не афишировали. Наш центр культуры создали в 2014-м как противоположное «Палисаду» направление. «Палисад» – про традиционное, «Угол» – про современное, экспериментальное искусство. Такое интересное самобытное пространство в центре Вологды… Похоже, нынешняя мэрия просто не поняла, что с ним делать.
Загнаны в угол
Опасения тех, кто следил за судьбой «Палисада» и «Угла», усмиряли городские чиновники. На пресс-конференции в мае заместитель мэра Вадим Цепа заверял:
– Ни в коем случае мы не допустим утраты таких площадей, как «Красный угол». Хочу больше вам сказать, мы постараемся не потерять ни одного сотрудника «Резного Палисада», который имеет непосредственное отношение к работе с сообществом мастеров.
Однако сотрудницы «Резного Палисада» покинули свои рабочие места, с работниками «Угла» также просто расторгли договоры. Ушли все – от вахтера до куратора. Те, кому предлагали остаться, якобы на прежних условиях, но только под новым руководством, в документах не находили ни слова о «современном искусстве».
Заместитель директора «Угла» Светлана Попова-Знаменская горько писала об увольнениях: «Для АД города люди, создающие качественный продукт, – взаимозаменяемые единицы. Действительно, зачем фильму режиссер? Он не пишет сценария и не снимается в фильме. Зачем «Мариинке» Гергиев? Махать руками в такт может любой музыкант». Становилось понятно – в «Красный угол» пришли со своим уставом.
Столкнули лбами?
Итак, отныне центр современной культуры «Красный угол» занимает молодежный центр Гор.Сом35. С последним уже начудили ранее, когда ни с того ни с сего заставили переехать молодежный центр из прекрасного здания на Советском проспекте в бывшие помещения Тендряковской библиотеки. Там молодежный центр занимал два этажа. Внизу – рабочие кабинеты. Наверху – просторный актовый зал. На ремонт помещений было потрачено несколько миллионов рублей из без того прохудившейся городской казны. Но позже оказалось, что ремонт делали зря – новых помещений Горкому все равно недостаточно. И вот 28 августа – ура! – молодежь начала вносить свои многочисленные вещи в «Красный угол», а 4 сентября официально отметила там ново­селье.
Культурная общественность Вологды разделилась на два лагеря: одни называют «горкомовцев» захватчиками, другие – заложниками ситуации.
– У Горкома осталось два кабинета, – рассказывала журналистам замначальника Управления информации и общественных связей Администрации Вологды Юлия Смирнова. – В начале лета нам просто негде было проводить массовые мероприятия, понимаете? Нам предложили это здание, мы согласились.
– У нас восемь направлений. И культура – одно из них, – говорит директор Горкома Яна Филиппова. – За шесть лет мы провели более 40 выставок молодых исполнителей. В том числе авторские проекты, которые мы сами создавали. Поэтому для нас не будет проблемы наполнить залы. Наш переезд не значит, что двери этого здания теперь будут закрыты для тех, кто прежде хотел размещать здесь свои работы.
– Прошу извинить, но для меня связь Горкома и искусства более абсурдна, чем увлечение сумоиста балетом, – парирует на это постоянный посетитель «Красного угла» Дмитрий Моторов.
Налицо столкновение лбами разноувлеченной молодежи друг с другом. Так зачем понадобилось городской власти своими руками подрывать молодежную политику в Вологде?
Противоположности сходятся?
Сейчас ни у кого нет ответа на вопрос – зачем центр культуры, который привозил в город деятелей современного искусства со всего мира, и центр, который занимается молодежной политикой, подают как одно и то же блюдо? Абсолютно понятно, что у этих двух центров совершенно разная направленность.
«Красный угол» – про элитарное искусство, штучные события высочайшего уровня, работу с профессионалами мира культуры. Горком – про массовую работу с моло­дежью.
Чтобы понять, насколько различны направления двух одинаково важных для города центров, сравним их последние проекты.
Гор.Сом35 существует шесть лет, в него входит волонтерский отряд, городской совет школьников, клуб молодых родителей. Что касается «околокультурной» составляющей, свежие проекты учреждения – это флешмоб «Вместе ярче» на площади Революции, акция «Культурный обед» – все желающие читают стихи или поют песни на улицах города. Не так давно активисты создали медиацентр «На барабане сектор «Жизнь» и снимают в формате видеоблога пропагандистские ролики, часто с участием мэра города, о жизни молодежи в областной столице. Кураторы большинства горкомовских проектов – это молодые вологжане, для которых творчество – только хобби. О последних экспозициях молодежного центра можно почитать в группе Горкома «Вконтакте»: в мае активисты проводили конкурс детских рисунков о войне, в марте – выбирали лучшие плакаты к выборам, рисовали «Природу родного края», на стенах развешивали фото череповецкого танцевального коллектива «Ступени».
Центр культуры «Красный угол» работает в основном с профессиональными деятелями культуры со всего мира. В течение почти пяти лет кураторы привозили элитарных музыкантов: джазистов-экспериментаторов, хип-хопперов и всех тех, кто делает музыку, не похожую на остальное. Выставочные залы «Красного угла» собирали советскую монументальную живопись, работы Генриха Асафова, японского Рюки Фукао, молодых вологодских художников, для которых закрытие центра стало большой утратой. Эксперты утверждают, центр стал уникальным культурным пространством в городе.
Вывод, пожалуй, из этой дискуссии напрашивается только один: спорить о том, что важнее, – бессмысленно. Обе структуры необходимы городу и должны существовать независимо друг от друга, выполняя каждая свои задачи.
Пытались срезать острые углы
Возвращаемся в весну, когда у всех работников центра современной культуры появилось ощущение, что его отправят в дальний угол.
– Когда Вадим Цепа заявил, что скоро «Красный угол» тоже будет заниматься развитием промыслов, я очень удивилась, – рассказывает замдиректора центра Светлана Попова-Знаменская. – Тогда в права нового начальника Управления культуры вступала Елена Доможирова. Я пыталась связаться с ней, хотела защитить наше существование. Но она, к сожалению, не нашла времени встретиться и в «Красный Угол» тоже так и не пришла. Даже после увольнения мы хотели хотя бы посоветовать специалистов по современному искусству. Но в ответ – тишина.
Несмотря на лозунги о том, что «Красный угол» останется в живых, с прежней его командой обсуждать будущее центра городские власти не захотели. Невольно вспоминается еще одна весенняя «потеря», когда в Вологде снесли две малые архитектурные формы – Треугольный сад и Красный пляж. Их собственными силами создали молодые архитекторы. Они тоже надеялись на сотрудничество с вологодской администрацией. Даже написали «памятку» Департаменту городского хозяйства, предложили помощь в содержании.
– Ни разу с нами не связались по техническим и эксплуатационным вопросам. Сотрудники, кто осуществляет конечные работы с объектами среды, как правило, не компетентны и не мотивированы, – как будто подытоживает произошедшее архитектор Денис Притчин. – Все у нас делается наотмашь, не для себя, не для Вологды. Вот и живем теперь в убогой городской среде.
Ольга Омелина

Фото из групп учреждений соцсети «Вконтакте»