Вода камень точит

№ 15 (597) Рубрика: В номер Автор: Михаил Львов

Каменный мост может в любой момент повторить судьбу Красного.

Главная архитектурная особенность Каменного моста сослужила ему недобрую службу. Каменные стены, возведенные с обеих сторон моста, создают невольное ощущение его фундаментальной надежности. Строго говоря, не только приезжие, но и некоторые коренные вологжане младших поколений даже не подозревают, что эта крохотная пешеходная улочка в центре города – мост через реку Содему (иначе говоря, Золотуху).
Однако особенности восприятия этого городского объекта не делают его моложе и крепче. Разговоры о необходимости капитального ремонта Каменного моста велись много лет, но реализация проекта всякий раз откладывалась. Наконец, осенью прошлого года ситуация была оценена как нетерпимая. В интервью газете «Премьер» вологодский архитектор Владимир Лукин признался, что в настоящее время мост держится «на честном слове». «Под слоем асфальта – сквозная дыра, провал, – сказал архитектор. – Если сейчас снять асфальтовое покрытие, то кирпичная арка может просто рухнуть»…
Но традиционное русское «авось» и на этот раз оказалось сильнее страха. После того, как прошлогодний конкурс на осуществление ремонта Каменного моста так и не выявил желающих, проблема вновь замерла без движения. И лишь недавнее обрушение Красного моста (казавшегося, к слову, более надежным, чем Каменный) вынудило городскую администрацию преодолеть привычный флегматизм. Ясно, что ЧП со вторым мостом подряд приклеилось бы к репутации действующей мэрии как банный лист к шее. Тем более что в бытность двух предшествующих глав города в Вологде не только не падали старые мосты, но и вводились в строй новые.
Как бы то ни было, на недавнем брифинге мэра города Сергея Воропанова вологжанам публично обещано, что работы по реконструкции Каменного моста начнутся уже в июне. Решены ли проблемы с подрядчиками, которых всего полгода назад категорически не устроили условия исполнения и стоимость контракта, пока неясно. Не вполне понятны и архитектурные контуры планируемой реконструкции моста. Скажем, снос каменных стен может натолкнуться как минимум на два препятствия.
Препятствие первое: открыть вид на реку Золотуху в ее нынешнем состоянии было бы большой глупостью, ибо загаженный ручей с замусоренными берегами – весьма сомнительное украшение пейзажа.
Препятствие второе: в каком бы ветхом состоянии ни пребывал Каменный мост, он остается архитектурным памятником с 220-летней историей и одним из самых оригинальных мостов страны. В большом семействе из 40 тысяч российских мостов, официально зарегистрированных Росстатом, сооружения с каменными стенами представлены в единичных экземплярах. Учитывали этот факт авторы проекта реконструкции, мечтающие превратить столь необычный мост в самый заурядный?