Война хижинам, мир дворцам

№ 39 (579) Рубрика: Час пик Автор: Николай Аржевитов

В Вологде обостряется борьба против уличной торговли.

Уходящая натура.

На встрече с общественным активом, состоявшейся на прошлой неделе в средней школе № 30, зам­начальника городского департамента экономической политики Светлана Пахнина сообщила, что 15 киосков, работающих на прилегающей территории (речь идет о начальном участке улицы Костромской), будут демонтированы. «В отношении владельцев (киосков) составлены протоколы, – цитирует Светлану Юрьевну Пахнину пресс-служба мэрии. – По закону мы можем осуществить демонтаж через полгода после составления протокола. Работа в данном направлении ведется».
Что ж, запрещать и не пущать – любимое занятие нашего государства с незапамятных времен. Скажу больше: мне кажется, что это единственное дело, в котором власть имущие по-настоящему преуспели. Под аккомпанемент рубленых фраз о поддержке малого предпринимательства государственные органы всех уровней, от федерального до муниципального, продолжают целеустремленно лоббировать интересы крупного капитала.
Эта тенденция особенно отчетлива в сфере торговли. При явном перепроизводстве гипер- и супермаркетов на душу населения крупная торговля в Вологде продолжает размножаться, как грибы после дождя. В то же время мелкая уличная торговля подвергается неослабевающим репрессиям. Уж как только не выживали злосчастные киоски с местного товарного рынка: ассортимент ограничивали, штрафовали за все подряд, кошмарили пожарными, санитарно-эпидемиологическими и прочими инспекциями. Однако малый бизнес неспроста считается опорой рыночной экономики: ты его гонишь в дверь, а он возвращается через окно.
Впрочем, это другая история. На сей раз меня интересуют не причины особой живучести частной коммерции, а причины нескрываемой неприязни чиновников к этой разновидности торговли.
Понятно, что торговая сеть или крупный магазин могут щедро отблагодарить своих добровольных помощников из властных органов, в то время как киоскеру не до взяток: ему бы ноги не протянуть. Но если вести речь не о корыстных интересах некоторых господ-управленцев, а об общих интересах города Вологды и простых вологжан, то ситуация выглядит совсем иначе. Ведь киоски не только дают средства к существованию сотням наших земляков, но и создают ту самую конкурентную среду, которая не позволяет крупным торговым боссам навязывать покупателям монопольные цены. Да и городской бюджет, если он строит взаимоотношения с уличной торговлей не с позиции силы, а с позиции ума, может иметь неплохой навар в виде налогов.
Но столь простые и прагматичные соображения почему-то проходят «мимо кассы». Притом, что приближающийся 2018 год будет для Вологды очередным годом дефицитного муниципального бюджета (по расчетам городских финансистов, расходы казны превысят доходы на 240 млн рублей), наши чиновники по-прежнему делают ставку не на стимулирование субъектов хозяйствования, а на ограничения и запреты.
Справедливости ради скажу, что борьба муниципалитета с торговыми «хижинами» пользуется поддержкой среди части горожан. Да, некоторые киоскеры не обременяют себя заботами о чистоте и порядке на окружающей территории – это факт. Но один неглупый человек остроумно заметил: «Не надо выплескивать ребенка вместе с грязной водой». Лучше и не скажешь.