Вологда изначальная

№ 18 (558) Рубрика: Загадки истории Автор: Павел Патраков

Почему нашу землю издревле называли «страной городов».

Скандинавы называли Русь Гардарики, что в переводе означало страна городов. Арабские купцы тоже хорошо знали Русь по делам своего бизнеса. Один из них в Х веке писал, что земля эта «не имела ни деревень, ни пашень», но в изобилии имела города, живущие в довольстве и благополучии.
Сейчас нам, похоже, это трудно понять и принять: как так – страна городов?! Историческая фантазия услужливо подсказывала, что были города и большие села, огороженные частоколом и рвом, а окрест, на неоглядных просторах земли предков, там и тут были разбросаны деревеньки.
Признаюсь, что и у меня было когда-то такое же благостное представление: вот стоит на реке изначальный город Вологда, а вокруг него прячутся в лесу, да по берегам рек и речушек деревни-однодворки. Живут, как сейчас сказали бы, на полном хозрасчете: выращивают, мелют и пекут хлеб, огородничают, бьют зверя, ловят рыбу. Одежда, обувь – все свое, льняное. Пару раз в год мужик грузит лошадь вьюками, едет в город на торг, продает меха да мед с воском, покупает соль и железную утварь. Что еще нужно крестьянину?
Но археология упрямо свидетельствует, что вне торговых путей постоянных сельских поселений у нас не было примерно до XVI, а то и до XVII века. Почему? Да потому, что предки были не дурнее нас с вами. Представьте, мужик по осени убрал урожай, обмолотил зерно, и что после этого ему самому, а тем более старикам, бабам и малым детишкам, делать зимой в лесу? Охотиться? Но охотились на пушного зверя только ранней зимой, а зима на Севере долгая…
Вот потому-то на Русском Севере в те времена возникло понятие – летняя деревня. Сейчас это явление почти забыто, между тем летние деревни как сенокосные поселения дожили в наших краях до XX века (вывезенные оттуда дома представлены ныне в архитектурном музее «Малые Корелы»).
Как и любое сезонное жилье, изба в летней деревне была облегченного типа и не годилась для долгого проживания северной зимой. Как правило, в каждом доме жила трудоспособная семейная пара, а детишки тем временем оставались в городе на попечении бабушек и дедушек. Так что молодые, помимо выращивания хлеба, без помех могли заниматься расширенным воспроизводством потомства…
В XX веке, когда коллективизация роковым образом изменила облик села, летние деревни обрели вторую жизнь под немудреным наименованием «дача». Участники садово-огородных товариществ, большей частью горожане не первого поколения, на своих шести сотках разнообразили скудный рацион советских продмагов…
Конечно, давеча – это не то, что надысь, как говорил один киноперсонаж. Сейчас дачники не столько от голода спасаются, сколько стараются получить удовольствие и поддержать здоровье на свежем воздухе. А в незапамятные времена возле городов пахотной земли было немного, а хлеба для горожан надо было вдосталь.
В XIX веке сжатую рожь в снопах оставляли на подсеках до зимы и вывозили в селения с установлением санного пути. На дальних подсеках рожь обмолачивали и хранили в специально выстроенных хлебных амбарчиках. Причем припасы ржаного зерна, хранящегося в 70-80 верстах от дома, доходили до 200-300 пудов на хозяйство!
Так что «крестьянским корнем» в наших краях ухитрялись и себе хлеб насущный добывать, и города обеспечивать всем необходимым…
И близ поныне множество таких летних деревень можно встретить на просторах северного края – от Москвы и вверх по карте. И Вологодчина, само собой, не исключение. Что говорить, если даже небольшой пригородный поселок Майский, сам недалеко ушедший от деревни, имеет, тем не менее, собственную летнюю деревню под урбанистическим псевдонимом «дачи»…