Вологде «наставили рога»…

№ 09 (634) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

Еще недавно наша областная столица располагала современным предприятием по производству троллейбусов (одним из двух российских предприятий подобного профиля, переживших рыночные реформы). Сегодня Вологда вынуждена пополнять свой изношенный троллейбусный парк московским «секонд хендом».

У скончавшегося в прошлом году писателя Эдуарда Успенского есть детский стишок, посвященный троллейбусу. Написан он еще в те времена, когда этому транспортному средству ничто не угрожало. Больше того, троллейбус считался наиболее перспективным видом общественного транспорта благодаря своим экологическим качествам и повышенной безопасности движения. Поэтому в свете событий последнего времени концовка стихотворения звучит почти пророчески: «Бежит, бежит троллейбус. Спешит, спешит троллейбус. А слезы так и катятся, и катятся из фар…»
Да уж, тут заплачешь! Погром, пережитый отечественным троллейбусом, не имеет аналогов за всю 130-летнюю историю автомобилестроения. Десятилетиями ученые умы и золотые руки совершенствовали пассажирский автотранспорт, пытаясь улучшить его ходовые качества, уменьшить производимый шум и объем токсичных отходов. Создание массового троллейбуса в середине прошлого века казалось своеобразным венцом этой кропотливой работы. И вот такой безрадостный финал: в XXI веке троллейбус оказался «изгоем» именно в той стране, где в 1933 году впервые вышел на улицы главного города – Москвы.
Словом, пример Вологды в этом смысле не уникален. Троллейбусный коллапс пережили (или переживают в настоящий момент) десятки российских городов. Наибольшую известность приобрели ситуации в Волгограде, Астрахани и Иванове, где на ниве защиты местного троллейбуса возникли влиятельные протестные движения.
Не все просто и с «родоначальником» этого вида отечественного транспорта – московским троллейбусом. Раздача старых столичных троллейбусов по российским городам и весям, включая Новосибирск, Барнаул, Владимир и нашу родимую Вологду, затеяна не с бухты-барахты. Дело в том, что московская мэрия медленно, но верно сокращает троллейбусные маршруты, сделав ставку на ускоренное развитие метрополитена, скоростного трамвая и маршрутного такси.
Среди причин происходящего не только и даже не столько ценовой фактор (стоимость современных моделей троллейбусов и автобусов практически одинакова), сколько почти полное исчезновение ремонтной базы. С начала «десятых» годов нынешнего века в Российской Федерации почили в бозе пять отраслевых предприятий, готовых как построить новый троллейбус, так и осуществить капитальный ремонт старого.
К слову, последней надеждой отрасли оставалось знаменитое предприятие «Тролза», расположенное в городе Энгельсе Саратовской области. Казалось, дела здесь идут на подъем: за 2016-2017 годы в Энгельсе выдали «на-гора» более 450 троллейбусов и электробусов с динамической подзарядкой, которые были поставлены в шесть российских регионов, в том числе в Северную столицу – Санкт-Петербург, и даже за рубеж – в Киргизию и Аргентину. Но уже в следующем, 2018, году наступил момент истины: заказы резко сократились. По состоянию на 1 марта нынешнего года «Тролза» не работала, большая часть сотрудников была распущена в вынужденные отпуска. Финита ла комедиа, как говорят в аналогичных случаях итальянцы…
И все-таки есть принципиальное отличие вологодского троллейбусного кризиса от общероссийского. Это отличие именуется «Транс-Альфа Электро» – одно из последних российских предприятий, изготавливающих троллейбусы (в том числе современные низкопольные модели).
Можно долго судить-рядить, почему это вполне успешное производство было признано банкротом, как и большинство других юридических лиц, входивших в Вологодскую холдинговую компанию. Наверняка были в этой истории и гении, и злодеи – как без них? Но факт остается фактом: Вологда потеряла производство, которое могло превратить нас из мифической культурной столицы во вполне реальную троллейбусную столицу России.
Ведь стагнация рынка – это еще не смерть рынка. По сей день троллейбусы худо-бедно бегают по улицам 95 городов нашей страны – от Москвы до самых до окраин: Мурманска – на севере, Махачкалы – на юге, Владивостока – на востоке, Калининграда – на западе. Больше того, в некоторых крупных городах, вроде «разменявшего» миллион жителей Воронежа, приняты масштабные программы развития троллейбусного движения. По данным Воронежского интернет-агентства бизнес-информации, в течение ближайших лет муниципальное руководство планирует приобрести ни много ни мало 200 новых троллейбусов! Причем речь идет именно о российских машинах, которые не только втрое дешевле чешских «Шкод», но и гарантируют более бюджетную стоимость техобслуживания и ремонта троллейбусов в пределах государственных границ РФ.
И это только верхушка огромного айсберга возможностей, упущенных вологжанами из-за недальновидности чиновников. Дело в том, что в странах Евросоюза рассматривается вопрос о полном запрете на эксплуатацию углеводородных двигателей на внутригородском общественном транспорте. На смену автобусам неизбежно придут электробусы – по сути, те же троллейбусы, только без «рогов»! А производителей подобных машин, помимо выше­упомянутой чешской «Шкоды», в Европе почти не осталось!
Но все случилось так, как случилось. Вместо того чтобы снабжать троллейбусами всю Россию и «зарубежье», Вологда приобретает московский троллейбусный «секонд хенд» для своих собственных нужд…

Михаил Скляр

Фото yandex.ru