Вологодский след Харви Вайнштейна

№ 17 (599) Рубрика: Среда обитания Автор: Михаил Скляр

Худрук Вологодского драмтеатра стал главным героем очередного сексуального скандала.

Предвосхищая упреки в неискренности, должен признаться, что я не причисляю себя к поклонникам профессионального таланта Зураба Нанобашвили и не имею чести быть лично знакомым с Зурабом Анзоровичем. И вообще, тема этой публикации относится к руководителю областного драмтеатра «постольку, поскольку», поэтому любители «клубнички» будут разочарованы. Речь пойдет о целом явлении общественной жизни, которое началось в Голливуде и за считанные месяцы распространилось по всей планете, не исключая, как видите, и нашей малой родины.
Сегодня уже трудно поверить, что история шумного скандала началась всего полгода назад, когда в американской печати появились первые публикации о сексуальных похождениях легендарного продюсера, обладателя пяти «Оскаров» Харви Вайнштейна.
Одного из самых почтенных деятелей Голливуда стали оптом и в розницу «сдавать» актрисы, которые благодаря его поддержке получали роли и нередко становились звездами первой величины. Кому-то он предложил сделать себе массаж, кого-то пригласил принять ванну «на брудершафт», кому-то продемонстрировал свое обнаженное причинное место…
Уже в тот момент непредвзятый наблюдатель мог озадачиться целым рядом очевидных вопросов.
Вопрос первый: а где улики? Во всех описанных случаях дело происходило (а может быть, и не происходило) при отсутствии свидетелей, за плотно закрытыми дверями гостиничных номеров. В подобной ситуации рассказ о том, что Вайнштейн занимался онанизмом на глазах своей гостьи, попросту недоказуем!
Вопрос второй: чего так долго ждали все эти жаждущие справедливости леди? Ведь большинство из них внезапно вспомнили о событиях 90-х годов, когда ныне пожилому 66-летнему Вайнштейну было слегка за сорок и его мужской темперамент был не в пример нынешнему.
Вопрос третий: насколько безупречна нравственная позиция женщины, которая приходит в номер к мужчине, принимает его ухаживания, использует его для карьерного взлета, а впоследствии изображает из себя жертву сексуального насилия или домогательства?
Но, похоже, пресловутое общественное мнение даже не пыталось задавать себе неудобные вопросы. Сводный хор непримиримых феминистов, бесноватых правозащитников и рефлексирующих импотентов обрушился на злополучного оскароносца Вайнштейна с такой силой, что эта штормовая волна просто не могла не спровоцировать всемирного цунами!
И вот пошло-поехало. Вслед за женщинами, униженными и оскорбленными Харви Вайнштейном, разоткровенничались «мученицы» других прославленных кинематографистов и театральных деятелей. В прицел борьбы с харрасментом (такое название получил феномен сексуальных домогательств) попали знаменитые режиссеры Вуди Аллен и Люк Бессон, актеры Стивен Сигал, Кевин Спейси, Ричард Дрейфус и некоторые другие.
До тех пор, пока происходящее не выходило за границы территории, объединенной названием «цивилизованный Запад», оно не казалось чем-то из ряда вон выходящим. В странах, где гомосексуалисты и трансвеститы открыто маршируют на гей-парадах и даже вступают в законные браки, возможно и не такое. Но когда истерия проникла и в консервативные российские пенаты, стало ясно, что мы имеем дело не с каким-то случайным поветрием, а с проблемой поистине планетарного масштаба.
Открыл список «домогателей» известный театральный режиссер Марк Розовский. Затем к нему присоединился культовый кинорежиссер Станислав Говорухин. А теперь настала очередь вологодского режиссера, заслуженного артиста России Зураба Нанобашвили. И в каждой подобной истории удивляют не мужчины, которых, в общем-то, можно понять, поскольку сама Природа-мать наградила их инстинктом покорения женщины. Больше удивляют все эти девочки-перепевочки, исповеди которых похожи как две капли воды. Во всех случаях мэтры театра и кино приглашали их на профессиональный тренинг и показывали, как правильно и убедительно играть любовную страсть.
А чего вы, собственно, хотите? В стране, где еще пару десятилетий назад «секса не было», сегодня снимаются сотни фильмов, изобилующих откровенными сценами. И кто же должен обучать актрис премудростям столь специфического занятия? Семья, школа, вуз? Или все-таки режиссер, который обязан добиться от своих актеров полной естественности и раскрепощенности?
Впрочем, не буду лукавить. Возможно, с точки зрения общечеловеческой морали поведение наших героев небезупречно. Возможно. Но кто сказал, что общечеловеческая мораль применима к сфере искусства, где существуют особые правила? И если актриса, которой может понадобиться в кадре или на сцене имитировать половой акт с партнером, обладает такой нежной психикой, что до нее и дотронуться нельзя, то правильно ли она выбрала профессию?